Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников.
Для достижения поставленной цели подтверждения выдвигаемой нами гипотезы, мы предположили решение следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) осуществить диагностику уровня развития мышления;
3) обработать результаты исследования;
4) сравнить уровни развития мышления успевающих и неуспевающих учеников;
5) разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………...……………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мышления младших школьников…..………………………………………...5
1.1 Проблема мышления в психолого-педагогической литературе….....5
1.2 Характеристика младшего школьного возраста ……………………17
1.3 Особенности мышления младших школьников…………………….19
Выводы по главе I…………………………….…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика……..………………………………………………………………24
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…24
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………….27
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников…………………………………………………………...30
Выводы по главе II.……………………………………………………...33
Заключение…………………...…………………………………………..34
Список литературы……..……………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Хотименко Елена.rtf

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Результаты исследования понятийного мышления при помощи методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». Наглядная интерпретация результатов диагностики уровня развития понятийного мышления дана на рисунке 3.

 

Рис.3.Показатели по методике 3

По оси Х - порядковые номера детей

По оси У - количество баллов

 

В целом дети показали хороший уровень развития понятийного мышления. 4 человека показали средние результаты, 6 человек показали высокие результаты. Один из учеников (№6) показал результаты, близкие к очень высокому уровню развития понятийного мышления.

Одной из задач исследования мы ставили сравнение уровня развития мышления успевающих и неуспевающих учеников. Приведём данные по успеваемости в таблице 1.

 

Таблица 1.

Средние показатели успеваемости учащихся 3 класса.

Порядковый номер учеников

Усреднённая оценка

1

3,7

2

4,7

3

3

4

4,2

5

4,7

6

5

7

4,4

8

3,7

9

4,7

10

4,7


 

Для решения этой задачи необходимо поделить учащихся на 3 группы:

  1. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 5 (5 учеников).
  2. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 4 (4 ученика).
  3. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 3 (1 ученик).

Далее необходимо проследить, есть ли взаимосвязь между средней оценкой и уровнем развития мышления.

Показатели развития мышления

I группа детей показала самые высокие результаты среди всех учеников. Это свидетельствует о средних, но близких к высоким, показателях развития мышления.

II группа в целом показала средний уровень развития мышления.

III группа детей показала самый низкий результат среди всех учеников. Это средний, но близкий к низкому, уровень развития мышления.

Сравнив показатели успеваемости с уровнем развития различных видов мышления, можем сказать, что успевающие дети имеют более высокий уровень развития мышления, нежели неуспевающие.

В нашем исследовании общие показатели развития мышления совпадают с показателями уровня развития наглядно-образного мышления.

Из этого следует, что гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась, так как высокий уровень развития наглядно-образного мышления действительно способствует успешности в учебной деятельности.

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников

 

Все без исключения виды мышления необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Упражнения, которые применяются при этом, можно использовать и в младшем школьном возрасте, только в более сложной форме.

Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий со спичками, с палочками (выложить фигуру из определённого числа спичек, переложить одну из них с тем, чтобы получить другое изображение; соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки и др.).

Приведём простейшие задания со спичками:

  1. составить 2 равных треугольника из 5 спичек;
  2. составить 2 равных квадрата из 7 спичек;
  3. составить 3 равных треугольника из 7 спичек.

Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только 1 разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развить функцию мышления путём усложнения условий задания (развивающие игры приведены в приложении 2).

Большое значение имеет развитие словесно-логического мышления. Умение мыслить, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Главная цель работы по развитию логического отвлечённого мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

С целью совершенствования мыслительных операций рассматриваются задачи логического характера:

умение делать заключение из двух суждений, в которых указываются соотношения между первым и вторым объектами, вторым и третьим с использованием свойства транзитивности некоторых отношений;

совершенствование умений сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения, продолжается работа по формированию умений делать обобщения и т.д. Для этого предлагаются задания:

  1. Отыскивание недостающей фигуры.
  2. Установление закономерности и продолжение ряда состоящего из геометрических фигур.
  3. Выполнение заданий на классификацию предметов, чисел, выражений.

Также можно вводить нестандартные задачи, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

В области развития образного мышления усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать (примеры упражнений на развитие образного мышления приведены в приложении 3).

 

 

Выводы по главе

 

  • Была проведена диагностика уровней развития различных видов мышления;
  • проведённый анализ результатов исследования показал, что у испытуемых средний уровень развития наглядно-образного мышления, высокий уровень развития логического и понятийного мышления;
  • подобранные методики являются диагностичными в плане изучения мышления детей младшего школьного возраста;
  • необходимо развивать все три вида мышления младших школьников: и наглядно-действенное, и наглядно-образное, и словесно-логическое;
  • были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления в целом и отдельных его видов (рекомендации в работе представлены в виде различных упражнений и игр).

 

Заключение

 

Теоретический анализ источников по проблеме исследования показал, что младший школьный возраст - период интенсивного интеллектуального развития. Ведущая деятельность ребёнка в этот период - учебная. Новообразованием младшего школьного возраста является внутренний план действий, а также идёт интенсивное развитие мышления. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление младшего школьника отличается рядом особенностей:

- высокий темп его развития;

- структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах;

- активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а также начинает формироваться словесно-логическое.

Анализ результатов исследования по изучению мышления младших школьников показал, что у испытуемых средний уровень развития наглядно-образного мышления, высокий уровень развития словесно-логического и понятийного мышления.

При сопоставлении показателей успеваемости с уровнем развития различных видов мышления выяснилось, что успевающие дети имеют более высокий уровень развития мышления, нежели неуспевающие.

При сравнении показателей успеваемости с уровнем развития наглядно-образного мышления учащихся обнаружилась прямая связь между ними: высокий уровень развития наглядно-образного мышления способствует успешности в учебной деятельности. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась полностью.

По результатам исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников в целом и отдельных его видов. Разработанные рекомендации могут быть использованы как учителями, так и родителями младших школьников.

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева, Л.Г., Воронин, А.Н.. Развитие и диагностика способностей / Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин.-М., Наука, 1991 г.

2. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина.- М., Ось - 89, 2001.

3. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равенна / А.Е.Вохмятина.- Магнитогорск, 1985 г.

4. Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994, №11

5. Зак, А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. №5

6. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак.- М., «Просвещение», «Владос». 1994.

7. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова.- Ростов-на-Д., Феникс, 2008.

8. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. ред. М.В. Гамезо.- М., Просвещение, 1982.

9. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов / Н.П. Локалова.- М., Ось - 89, 2008.

10. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская.- М., Просвещение, 1985.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина.- М., Академия, 1999.

12. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн/ Р.С. Немов.- М., Владос, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

13. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова.- М., Тривола, 1995.

14. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже.- М., 1969.

15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- Спб., Речь, 2002.

16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., Академия, 1999.

17. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.- М., 1990.

18. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э.Симановский.- Ярославль, Академия развития, 1996.

19. Шардаков, В.С. Мышление школьников / В.С. Шардаков.- М., Просвещение, 1963.

20. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.- М., Педагогика, 1960.

21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1989.

22. Yandex[Электронный ресурс]: интерактив.учеб.-Электрон. дан. и прогр.-М.:МПром, 1999.


 



 

 



Информация о работе Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика