Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников.
Для достижения поставленной цели подтверждения выдвигаемой нами гипотезы, мы предположили решение следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) осуществить диагностику уровня развития мышления;
3) обработать результаты исследования;
4) сравнить уровни развития мышления успевающих и неуспевающих учеников;
5) разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………...……………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мышления младших школьников…..………………………………………...5
1.1 Проблема мышления в психолого-педагогической литературе….....5
1.2 Характеристика младшего школьного возраста ……………………17
1.3 Особенности мышления младших школьников…………………….19
Выводы по главе I…………………………….…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика……..………………………………………………………………24
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…24
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………….27
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников…………………………………………………………...30
Выводы по главе II.……………………………………………………...33
Заключение…………………...…………………………………………..34
Список литературы……..……………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Хотименко Елена.rtf

— 1.68 Мб (Скачать файл)

В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям.

«Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей»[11, c.121].

Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

 

1.3 Особенности мышления младших школьников

 

Д.Б.Эльконин говорил, что мышление младшего школьника - это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира[21].

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.

Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? как там дышат животные? сколько тысяч километров земной шар? почему в горах не тает снег, а внизу растаял?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы уже говорили о том, что при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному[14].

Ж. Пиаже описал исследования, которые указывают на отсутствие у ребенка представления о постоянстве некоторых свойств вещей как на характерную черту детей до шести-семи лет. Классическими являются опыты с пластилиновыми шариками.

Если положить перед ребенком два совершенно одинаковых шарика из пластилина, то ребенок сразу устанавливает, что они одинаковы по количеству массы пластилина. Стоит, однако, на глазах у ребенка смять один шарик в лепешку и после этого спросить, где больше пластилина, ребенок сразу ответит, что пластилина больше в лепешке.

Безусловно, в современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания. Оно строится взрослым, обладающим уже сформированным интеллектом. Речь идет о научном знании (Ж. Пиаже). Интеллектуальное развитие определяется социальными факторами - индивид изменяется социальными отношениями.

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ним. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

 

Выводы по главе I

 

  • В младшем школьном возрасте:
  • происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
  • ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку;
  • ведущей становится учебная деятельность;
  • происходит появление произвольного поведения;
  • появляются возможность планирования результатов действия и рефлексия;
  • происходит рост стремления детей к достижениям.
  • Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
  • Особенности мышления младших школьников:

- мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития;

- происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах;

- активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.

  • В младшем школьном возрасте развиваются все три формы мышления (понятие, суждение, умозаключение):

- овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения;

- в развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность;

- суждение превращается в умозаключение по мере того, как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке.

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Для проверки гипотезы было организовано исследование на базе МБОУ СОШ с.Знаменка Белебеевского района. В нём приняли участие 10 учащихся 3 класса.

Цель исследования: выявить уровень развития различных видов мышления младших школьников.

Была проведена диагностика уровня развития логического, понятийного и наглядно-образного мышления. Диагностика проводилась индивидуально с каждым учеником.

Применялись методики:

1. Матрица Равена

С помощью теста Равена судят о способности к систематизированной, планомерной мыслительной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Учащимся были предложены 10 таблиц из 5-и серий: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень развития наглядно-образного мышления.

Выводы об уровне развития:

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

2. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».

Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Инструкция: «Прочитай эти слова. Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»

В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все десять карточек. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов - высокий уровень развития логического мышления;

7-5 баллов - средний уровень развития логического мышления;

4 и менее баллов - логическое мышление развито слабо.

3. Для определения уровня развития понятийного мышления использовалась методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Детям предъявлялась серия из 20 вопросов (вопросы помещены в приложение 1).

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Выводы об уровне развития:

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

 

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

  1. Результаты исследования наглядно-образного мышления при помощи методики Равена. Наглядная интерпретация результатов диагностики уровня развития наглядно-образного мышления дана на рисунке 1.

 

Рис.1.Показатели по матрице Равена

По оси Х - порядковые номера детей

По оси У - количество баллов

 

При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали средние интеллектуальные способности. У них есть возможность для дальнейшего развития наглядно-образного мышления. У группы ребят есть показатели, которые ближе к уровню выше среднего. На одного ученика (№1) необходимо обратить особое внимание, так как он показал уровень развития наглядно-образного мышления, близкий к низкому.

Результаты исследования логического мышления при помощи методики «Четвёртый лишний». Наглядная интерпретация результатов диагностики уровня развития логического мышления дана на рисунке 2.

 

Рис.2. Показатели по методике «Четвёртый лишний».

По оси Х - порядковые номера детей

По оси У - количество баллов

 

При оценке уровня развития логического мышления все учащиеся показали высокие результаты. Ни один вопрос из методики не вызвал затруднений. Судя по результатам, у детей хорошо развиты способности к классификации и обобщению.

Информация о работе Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста и их диагностика