Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Мышление как психический познавательный процесс 1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте 1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления Заключение Литература
Действия образного мышления
часто характеризуются как действия по
построению и применению схематизированных
образов, отображающих связи и отношения
реальных объектов. И тренировка образного
мышления старших дошкольников может
и должна включать упражнения для развития
таких действий.
Планировать свои действия
в уме.
Эта способность дает возможность
заранее представить то, что получится
в результате его усилий, возможность
иметь образ будущего результата, образ
того, что еще реально не существует, что
нельзя воспринять.
Предлагаемые нами игры направлены
на развитие наглядно-образного мышления.
Игры даются в порядке возрастания их
сложности и в ряде случаев тематически
связаны друг с другом. Все игры и упражнения
систематизированы нами в комплекс занятий
(см. Приложение №3).
Длительность одного занятия
25 минут. Периодичность проведения занятий
1-2 раза в неделю. Систематическое участие
в решении умственных задач стимулирует
познавательные интересы детей, изменяет
их отношение к занятиям и особенно к заданиям,
предлагавшимся вне занятий, во время
игр.
Каждая игра на занятии проигрывается
по несколько раз на различном материале
в течение нескольких занятий.
На 1-ом занятии дети знакомятся
с первыми двумя играми, дается каждому
возможность подумать, предложить свой
вариант решения. На каждом последующем
занятии отрабатываются уже знакомые
детям игры и предлагается одна новая.
Основная задача руководителя
игрой (воспитатель или родитель) - стимулировать
мыслительную активность детей, вовлекать
в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться.
Каждое из предложенных занятий
имеет следующую структуру:
Приветствие.
Разминка
Основное содержание
Рефлексия занятия.
Эти игры и упражнения (см. приложение)
направлены на то, чтобы обучить детей
действиям замещения и наглядного моделирования.
У ребенка владеющего внешними
формами замещения и наглядного моделирования
(использование условных обозначений,
чертежей, схематических рисунков и т.д.)
появляется возможность применять заместители
и наглядные модели в уме, представлять
себе при их помощи то, о чем рассказывают
взрослые, заранее «видеть» возможные
результаты собственных действий.
Предлагаемые игры и упражнения
могут использоваться воспитателями на
занятиях по ознакомлению с окружающим,
математике, развитию речи, конструированию
и вне занятий; родителями - в повседневной
жизни ребенка.
Подобранные нами игры и упражнения
могут проводиться по подгруппам, состоящим
из 2-7 детей. Взрослый должен объяснить
условия и правила игры, раздать материал.
Во время детской игры взрослому необходимо
наблюдать за действиями детей и при необходимости
вмешиваться в ход игры, оказывая помощь.
Рекомендованные задания имеют
игровую форму или предлагаются в виде
интересных упражнений. Они могут быть
предъявлены без предварительного обучения.
Эти задания группируются следующим
образом:
Задания на замещение предметов.
Задания на анализ строения
предметов
Задания на выделение пространственных
отношений.
Одним из заданий на развитие
у детей способности мысленно перегруппировывать
элементы объекта и планировать свои действия
в уме является игра «Головоломка с палочками».
В этой игре детям предлагается в сложенном
схематически из спичек домике переместить
одну спичку так, чтобы «повернуть» дом
в другую сторону. Затем детям можно предложить
усложнение головоломки, при котором они
должны будут совершать все действия в
уме, преобразовывать предмет мысленно.
В старшем дошкольном возрасте взрослому
все реже придется вмешиваться в выполнение
ребенком задания, так как при систематической
работе у детей совершенствуется наглядно-образное
мышление.
Для развития внутреннего плана
действий и комбинаторных способностей
в занятия может быть включена игра «Шахматная
доска». Для начала используется поле
размером 3x3. Детям предлагается собрать
целое поле из частей, но так, чтобы черные
и белые клетки чередовались между собой,
как на шахматной доске. Поле для начала
разрезается на 3 части. В среднем дошкольном
возрасте дети смогут достаточно быстро
и безошибочно собрать поля. А используя
эту игру в работе со старшими дошкольниками
можно устроить состязания - кто быстрее
и правильно сложит поле. Постепенно можно
увеличить размер поля, разрезать его
на большее количество частей.
Среди игр на развитие способности
ориентироваться в простой план-схеме
пространства предлагается игра «Где
сидит попугай?». При первом знакомстве
детей с этой игрой на ограниченной части
пространства (столе) размещается игрушечная
комната (мебель можно сделать из конструктора).
Перед началом игры детям предлагается
представить, что в этой комнате живёт
мишка и попугайчик, которого они должны
найти (на схеме это место отмечено крестиком).
На первом этапе требуется объяснить им,
что означают те или иные изображения
и фигурки, где в комнате находятся соответствующие
им предметы. Для ориентации в план-схеме
важно определить место, где стоит сам
ребёнок. Усложняя игру, можно предложить
детям и другие ее варианты (например,
найти зайчика и т.д.). Для разнообразия
игры детям можно предложить детскую площадку,
на которой они играют, групповую комнату,
музыкальный зал.
На развитие способности «читать»
и создавать схемы объектов может быть
использована игра «Прогноз погоды». Существует
2 ее варианта.
1-й. Взрослый, как ведущий,
сообщает детям по «рации», какая
будет погода (ветреная, дождливая,
пасмурная), а они по очереди
находят соответствующие карточки
и вывешивают их на стенде
«Информация для лётчиков и
моряков».
Усложняя игру детям предлагается
2-й вариант игры, позволяющий самостоятельно
рассказывать о погоде по схематичным
изображениям. Для этого диктором телевидения
становится один из детей, а другой ребенок
- метеорологом, который показывает диктору
карточки.
Игра «Найди все тропинки» направлена
на развитие комбинаторных способностей
и внутреннего плана действий. Для этой
игры заранее готовится игровое поле,
каждая клеточка которого имеет свой номер.
Детям в игровой форме предлагается найти
все возможные тропинки к домику ёжика.
Чтобы детям было легче понять условия
игры, одна тропинка показывается.
Развивает умения ориентироваться
в схематическом изображении предмета
и способность к конструированию игра
«Собери по схеме». Материалом для игры
служит строительный конструктор. Детям
показывают схематическое изображение
конструкции, а они собирают её из конструктора.
Перед работой детям предлагается
описать форму предмета. А после того,
как конструкция собрана, вместе с ребёнком
анализируют, всё ли он сделал верно.
В старшем дошкольном возрасте
предлагается усложненный вариант этой
игры:
детям показывается схематическое
изображение на короткое время, после
чего просят собрать конструкцию по памяти.
Используют большее количество
деталей.
В среднем и старшем дошкольном
возрасте также можно использовать игру
«Созвездие», направленную на формирование
умения соотносить схематическое изображение
предмета с художественным. Детям предлагается
внимательно рассмотреть схемы созвездий
и их художественное изображение и определить,
на какой рисунок похоже то или иное созвездие.
После того, как дети достаточно
хорошо справляются с данными играми,
можно перейти заданиям, связанным с формированием
у детей умения создавать план-карту знакомого
им пространства, например своей площадки,
где они играют.
При составлении план-карты
у ребенка могут возникнуть следующие
ошибки: упускается из виду важные детали
планировки, не отображаются некоторые
предметы, искажаются размеры отображаемых
предметов. (Например, меньшие по размеру
предметы обозначаются большими фигурками,
а большие предметы - меньшими). Но такого
рода ошибки вполне естественны в этом
возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали
внимание на эти ошибки и объясняли детям,
почему это является ошибкой. Необходимо
также стараться, чтобы дети самостоятельно
или с помощью взрослого исправляли эти
ошибки.
Необходимо также помнить о
том, что развитие наглядно-образного
мышления происходит и в обычных видах
детской деятельности. Это прежде всего
сюжетно-ролевая игра, которая учит детей
не только замещению, но и моделированию
взаимоотношений взрослых. Наглядное
моделирование проявляется и в детской
конструктивной деятельности. Сделанный
из строительного материала домик - объемная
модель реального здания, передающая при
помощи заместителей (деталей) отношения
между его основными частями. Что касается
детского рисования, то одной из его отличительных
особенностей является схематизм. Рисуя
по собственному замыслу, ребенок передает
не столько общий внешний вид предметов,
сколько то, что он знает об их строении,
отношениях между основными частями.
Использование заместителей
и моделирование в игре, конструировании,
рисовании (а также в лепке, аппликации
и т.п.) и служит источником развития внутренних
форм замещения и наглядно моделирования.
Заключение
В возрасте от четырех до семи
лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная
концептуализация мыслительной деятельности,
которая подводит ребенка дошкольного
возраста к дооперациональному мышлению.
Мышление дошкольника остается в значительной
степени наглядным, включающим элементы
умственных абстрактных операций, что
может рассматриваться как прогрессивное
изменение по сравнению с предыдущим ранним
возрастом.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что проблемой развития
наглядно-образного мышления дошкольников
занимались А.В. Запорожец, А.А. Люблинская,
Г.И. Минская, И.С. Якиманская, Л.Л. Гурова,
Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, Д. Хэбб, Д. Браун,
Р. Хольт и др.
Как отечественные так и зарубежные
исследования показывают, что развитие
наглядно-образного мышления - это сложный
и длительный процесс. Анализируя взгляды
представителей различных подходов и
школ в отношении динамики мышления в
дошкольном возрасте, отметим существенные
возрастные изменения этой важнейшей
системной функции, обеспечивающей адаптацию
ребенка к условиям жизнедеятельности
в предметной и социальной среде. Главным
изменением процесса мышления в дошкольном
возрасте является переход от внешнего
действия во внутренний план, что обеспечивает
к концу дошкольного детства способность
действовать в уме.
Многие авторы рассматривают
возникновение наглядно-образного мышления
как узловой момент в умственном развитии
ребенка. Однако условия формирования
наглядно-образного мышления у дошкольников,
механизмы его осуществления изучены
далеко не полностью.
Исследования ученых и полученные
результаты опытно-экспериментального
изучения наглядно-образного мышления
детей дошкольного возраста позволили
выделить нам следующие особенности развития
наглядно-образного мышления в дошкольном
возрасте:
наглядно-образное мышление
- основной вид мышления ребенка дошкольника.
Уже в среднем дошкольном возрасте дети
могут овладеть многими возможностями
связанными с этим видом мышления, (мысленно
преобразовывать образы реальных предметов,
строить наглядные модели, планировать
свои действия в уме);
возникновение наглядно-образного
мышления - узловой момент в умственном
развитии ребенка;
способность к оперированию
представлениями возникает в процессе
взаимодействия различных линий психологического
развития ребенка - развитие предметных
и орудийных действий, речи, подражания,
игровой деятельности и т.д.
начальные этапы развития наглядно-образного
мышления вплотную примыкают к развитию
процессов восприятия;
задания, в которых связи существенные
для достижения цели можно обнаружить
без проб, дети старшего дошкольного возраста
обычно решают в уме, а затем уже выполняют
безошибочно практическое действие;
успешность перехода от внешнего
к внутреннему плану действий у детей
дошкольного возраста определяется уровнем
ориентировочно-исследовательской деятельности,
направленной на выявление существенных
связей ситуации.
На основе полученных результатов
мы разработали рекомендации для родителей
и воспитателей по развитию у дошкольников
наглядно-образного мышления.
Рекомендации направлены на
развитие у детей способности мысленно
перегруппировать элементы объекта; ориентироваться
в простой план-схеме пространства; умения
ориентироваться в схематическом изображении
предмета и способности к конструированию;
умению мысленно преобразовывать предмет,
«читать» и создавать простые схематические
изображения различных объектов; планировать
свои действия в уме.