Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.
На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, в целом по данному возрасту, младшие дошкольники имеют низкий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. За отведенное время дети не справились с заданием.60% из них верно определили половину из предложенных картинок, не сумев объяснить правильность своего выбора.40% детей (Егор А., Алла Г., Алена Ш., Наташа Е., Оля В., Карина Р., Юра Н) не справились с заданием: не определили за отведенное время ни одной картинки.

Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей среднего дошкольного возраста (методика №2)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

о явлениях природы и временах года

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Костя М.

       

2

Маша Ч.

       

3

Денис Л.

       

4

Максим Д.

       

5

Таня Х.

       

6

Оля И.

       

7

Нина Ш.

       

8

Ефим Э.

       

9

Майя К.

       

10

Паша Т.

       

11

Тарас О.

       

12

Даша С.

       

13

Саша Н.

       

14

Оля Н.

       

15

Сергей В.

       

16

Вова П.

       

17

Таня Р.

       

18

Дима С.

       

19

Оксана Г.

       

20

Рустам Г.

       

 

Из таблицы видно, что 30% детей показали высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указали при этом 5-7 признаков, подтверждающих их мнение.60% детей среднего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Во время проведения исследования эти дети (Рустам Г., Дима С., Сергей В., Саша Н., Даша С., Паша Т., Таня Х., Максим Д., Денис Л., Костя М) правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3-4 признака, подтверждающих правильность их выбора. Низкий уровень сформированности изучаемого качества имеют 2 ребенка - Вова П., Таня Р., - что соответственно составило 10% от общего числа детей данного возраста.

Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей старшего дошкольного возраста (методика № 2)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

о явлениях природы и временах года

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Вова З.

       

2

Юля С.

       

3

Катя Л.

       

4

Кирилл П.

       

5

Рома К.

       

6

Настя А.

       

7

Антон М.

       

8

Жанна К.

       

9

Юля И.

       

10

Илья Ш.

       

11

Марат А.

       

12

Света Ц.

       

13

Жанна А.

       

14

Антон Б.

       

15

Степан К.

       

16

Коля К.

       

17

Оля К.

       

18

Вика Л.

       

19

Сергей Н.

       

20

Наташа П.

       

 

Из таблицы видно, что 40% детей имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года (Вова З., Юля С., Кирилл П., Жанна К., Илья Ш., Марат А., Коля К., Оля К). Во время исследования эти дети за отведенное время совершенно верно назвали и связали все картинки с временами года, указав на каждой из них достаточное количество признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года.30% детей имеют высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года: правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом несколько признаков, обосновывающих правильность их ответа.

После изучения развития отдельных свойств наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста мы смогли составить сводные таблицы, позволившие нам сделать вывод о развитии данного вида мышления дошкольников в целом и проследить динамику его развития.

Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в младшем дошкольном возрасте

Имя ребенка

Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире

Изучение сформированности образных представлений

о явлениях природы и временах года

Уровень развития

наглядно-образного

мышления

1

Лилия Н.

   

2

Вика Л.

   

3

Дима С.

   

4

Димы П.

   

5

Егор А.

   

6

Алла Г.

   

7

Артем П.

   

8

Галя К.

   

9

Регина Ж.

   

10

Алена Ш.

   

11

Наташа Л.

   

12

Сергей Н.

   

13

Петр О.

   

14

Оля В.

   

15

Сергей У.

   

16

Карина Р.

   

17

Давид Е.

   

18

Настя Ч.

   

19

Юра Н.

   

20

Тимур К.

   

 

 

Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте

Имя ребенка

Изучение

сформированности

образных представлений

об окружающем мире

Изучение сформированности

образных представлений

о явлениях природы и

временах года

Уровень развития

наглядно-образного

мышления

1

Костя М.

   

2

Маша Ч.

   

3

Денис Л.

   

4

Максим Д.

   

5

Таня Х.

   

6

Оля И.

   

7

Нина Ш.

   

8

Ефим Э.

   

9

Майя К.

   

10

Паша Т.

   

11

Тарас О.

   

12

Даша С.

   

13

Саша Н.

   

14

Оля Н.

   

15

Сергей В.

   

16

Вова П.

   

17

Таня Р.

   

18

Дима С.

   

19

Оксана Г.

   

20

Рустам Г.

   

 

Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Имя ребенка

Изучение сформированности

образных представлений об

окружающем мире

Изучение

сформированности

образных представлений

о явлениях природы и

временах года

Уровень развития

наглядно-образного

мышления

1

Вова З.

   

2

Юля С.

   

3

Катя Л.

   

4

Кирилл П.

   

5

Рома К.

   

6

Настя А.

   

7

Антон М.

   

8

Жанна К.

   

9

Юля И.

   

10

Илья Ш.

   

11

Марат А.

   

12

Света Ц.

   

13

Жанна А.

   

14

Антон Б.

   

15

Степан К.

   

16

Коля К.

   

17

Оля К.

   

18

Вика Л.

   

19

Сергей Н.

   

20

Наташа П.

   

 

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что на протяжении дошкольного возраста возрастает ведущая роль наглядно-образного мышления. В младшем дошкольном возрасте в основном дети «мыслят» способом практических проб. Это факт свидетельствует о ведущем значении наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте дети начинают оперировать образами предметов. Это качество способствует формированию у ребенка наглядно-образного мышления, которое занимает в старшем дошкольном возрасте особое ведущее положение.

2.2 Рекомендации  родителям и воспитателям по  развитию у дошкольников наглядно-образного  мышления

На основе полученных результатов мы составили рекомендации для воспитателей и родителей, которые представляют собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.

Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.

Осуществлять мысленное преобразование образа. Оперирование образами предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие.

Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности - пространственного мышления - является обеспечение ребенка возможностью ориентации в пространстве. Таким образом, в дошкольном возрасте все более актуальным становится формирование у ребенка пространственных представлений.

Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.

«Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте