Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Мышление как психический познавательный процесс 1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте 1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления Заключение Литература
6. Венгер Л.А., Ибатуллина
А.А. Соотношение обучения, психического
развития и функциональных особенностей
созревающего мозга // Вопросы психологии.
- 1989, №20.
7. Возрастная и педагогическая
психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной
- М., 2001
8. Выготский Л.С. Вопросы
детской психологии. - СПб., 2004
9. Гаврилина С.Е., Кутявина
Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000
10. Глуховеря Н. Познавательная
деятельность детей ее особенности
// Дошкольное воспитание - 2003 - №11
11. Гурова Л.Л. Функция
наглядно-образных компонентов в
решении задач. // Вопросы психологии.
- 1998, №5
12. Детская практическая
психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской.
- М., 2004.
14. Игры и упражнения
по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста
/ Под редакцией Венгера Л.А. - М.,
1989
15. Колесникова Е. В.500 игр
для коррекционно-развивающего обучения
- Ярославль, 2000.
16. Колесникова Е.В. Слушай,
смотри, делай. - М., 2000
17. Люблинская А.А. Воспитателю
о развитии ребенка - М., 1999
18. Люблинская А.А. Детская
психология - М., 1971
19. Мухина B. C. Возрастная
психология - М., 2003
20. Обухова Л.Ф. Концепция
Жана Пиаже: за и против. - М., 1999
21. Обухова Л.Ф. Этапы развития
детского мышления - М., 1999
22. Поддьков Н.Н. Мышление
дошкольника - М., 1999
23. Поддьяков Н.Н. К вопросу
о развитии мышления дошкольников
// Возрастная и педагогическая
психология - М., 1982
24. Пономарев Я.А. Знания,
мышление и умственное развитие
- М., 1957
25. Практикум по возрастной
психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко. - СПб., 2002
26. Проскура Е.Ф. Развитие
познавательных способностей дошкольника
- Киев, 2001
27. Психология детей дошкольного
возраста / Под ред. А.В. Запорожца
и Д.Б. Эльконина-М., 1998
28. Психология: Словарь / Под
ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского
- М., 1990
29. Развитие мышления и
умственное внимание дошкольника
/ Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М.,
2004
30. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. - СПб., 2004
31. Синельников В. Формирование
умственной активности дошкольников
при решении конструктивных задач
// Дошкольное воспитание - 1996 - №8
32. Тихомиров O.K. Психология
мышления - М, 1984 ЗО. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология - М., 1999
33. Федорова Е. Интеллектуальные
игры для развития мышления
у старших дошкольников // Дошкольное
воспитание - 1996, №3
34. Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления //
Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004
35. Чиркова Т.И. Психологическая
служба в д/саду - М., 2000
36. Эльконин Д.Б. Детская
психология - М., 1960
Приложение № 1
Методика № 1. «Нелепицы»
Цель: Изучение наглядно-образного
мышления, элементарных образных представлений
об окружающем мире.
Оборудование: картинки с изображением
животных в нелепых ситуациях.
Процедура проведения. Ребенку
показывают картинку, в которой имеются
несколько довольно нелепых ситуаций
с животными. Объясняют, что требуется
от него при выполнении данного задания.
Обе части инструкции выполняются последовательно.
Сначала ребенок просто называет все нелепицы
и указывает их на картинке, а затем объясняет,
как на самом деле должно быть. Время экспозиции
картинки и выполнения задания ограничено
тремя минутами. За это время ребенок должен
заметить как можно больше нелепых ситуаций
и объяснить, что не так, почему не так
и как на самом деле должно быть.
Инструкция:
«Внимательно посмотри на эту
картинку и скажи, все ли здесь находится
на своем месте и правильно нарисовано.
Если что-нибудь тебе покажется не так,
не на месте или неправильно нарисовано,
то укажи на это и объясни, почему это не
так. Далее ты должен будешь сказать, как
на самом деле должно быть»
Обработка результатов:
10 баллов - такая оценка
ставится ребенку в том случае,
если за отведенное время (3 мин)
он заметил все у имеющихся
на картинке нелепиц, успел удовлетворительно
объяснить, что не так, и, кроме
того, сказать, как на самом деле
должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся нелепицы,
но от одной до трех из
них не сумел до конца объяснить
или сказать, как на самом деле
должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся нелепицы,
по 3-4 из них не успел до конца
объяснить и сказать, как на
самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил
все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из
них не успел за отведенное
время до конца объяснить и
сказать, как на самом деле
должно быть.
2-3 балла - за отведенное
время ребенок не успел заметить
1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц,
а до объяснения дело не
дошло.
0-1 балл - за отведенное
время ребенок успел обнаружить
меньше четырех из семи имеющихся
нелепиц.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
0-1 баллов - низкий
Приложение № 2
Методика № 2 «Время года»
Цель: изучение наглядно-образного
мышления детей.
Проведение исследования: Ребенку
показывают рисунок и просят, внимательно
посмотрев на этот рисунок, сказать, какое
время года изображено на каждой части
данного рисунка. За отведенное на выполнение
этого задания временя - 2 мин. - ребенок
должен не только назвать соответствующее
время года, но и обосновать свое мнение
о нем, т.е. объяснить, почему он так думает,
указать те признаки, которые по его мнению,
свидетельствуют о том, что на данной части
рисунка показано именно это, а не какое-либо
иное время года.
Оценка результатов:
10 баллов - за отведенное
время ребенок правильно назвал
и связал все картинки с
временами года, указав на каждой
из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что
на картинке изображено именно
данное время года (всего не
менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов - ребенок правильно
назвал и связал с нужными
временами года все картинки,
указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих
его мнение, на всех картинках,
вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно
определил на всех картинках
времена года, но указал только
3-4 признака, подтверждающих его
мнение.
4-5 баллов - ребенок правильно
определил время года только
на одной - двух картинках из 4-х
и указал только 1-2 признака в
подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог
правильно определить ни одного
времени года и не назвал
точно ни одного признака.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
6-7 баллов - средний
4 - 5 баллов - низкий
0-3 балла - очень низкий
Приложение № 3
Цель занятий - развитие наглядно-образного
мышления.
Занятие №1 . Формировать умение испытывать
один и тот же предмет в качестве заместителя
других предметов и наоборот.
«Головоломка с палочками»
(мысленное преобразование образа)
Придумай сам (учить видеть
в различных предметах возможные заместители
других предметов, годных для той или иной
игры.
Занятия №2
Головоломка с палочками
Придумай сам.
«Разные дома» (учить сравнивать
рисунок и чертеж предмета).
Занятие №3
Как пройти к зайке? (учить ориентироваться
в пространстве по схеме).
Разные дома.
Замри (учить понимать схематическое
изображение позы человека).
Занятие №4
Замри.
Как пройти к зайке?
3. Игра в перестановки
(развивать способности планировать
свои действия в уме).
Занятие №5
1. Помоги белочке найти
бельчонка (учить детей пользоваться
схе мой).
Дорисуй, что забыл нарисовать
художник.
Игра в перестановки
Занятие №6
Помоги ежихе найти своего ежонка
(учить пользоваться схемой)
Стройка (учить выполнять действия
заданные схемой, и конструировать по
схематическому образцу).
Что перепутал художник? (развивать
элементарные образные представления
об окружающем мире).
Занятие №7
Стройка.
Что забыл нарисовать художник?
3. Найди все тропинки (развивать
комбинаторные способности и
внутреннего плана действий).
Занятие №8
1. Головоломка с палочками
2. Где сидит попугай? (развитие
способности ориентироваться в
простой план-схеме пространства).
Найди дорогу к домик
Занятие №9
Где сидит попугай?
Найди животных? (предложить
зрительно найти по изображенным частям
животных) способность к комбинированию.
«Собери по схеме» (развивать
умение ориентироваться в схематическом
изображении предмета и способность к
конструированию).
Занятие №10
«Собери по схеме».
Определи недостающую часть
(развитие наглядно-образного мышления,
способность к комбинированию) (определить
недостающую часть круга и треугольника).
3. Найди все тропинки (развивать
комбинаторные способности и
внутреннего плана действий).
Занятие №11
Шахматная доска (для развития
внутреннего плана действий и комбинаторных
способностей).
Найди все тропинки.
«Где спрятался жучок?» (учить
свободно пользоваться планом).
Занятие №12
1. «Созвездия» - (умение соотносить
схематическое изображение предмета
с художественным чтением схемы
объекта).
«Шахматная доска»
«Где мишка?»
Занятие №13
«Созвездия».
«Игра в перестановки».
«Геометрические фигуры» (умение
действовать по образцу и анализировать
пространство).
Занятие №14
«Прогноз погоды» (чтение и
создание схемы объекта).
«Шахматная доска».
«Найди дорогу к домику» (учить
пользоваться схемой).