Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими, требует практического и теоретического решения.
Введение
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования памяти у детей младшего школьного возраста
Память как психический процесс
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Психологические основы совершенствования памяти младших школьников
Глава 2. Изучение памяти у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Обработка и интерпретация полученных данных
2.3. Практические рекомендации по развитию памяти у обучающихся
начальных классов
Заключение
Список литературы
С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это сделать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок . Из 12 предъявленных картинок ребенок в возрасте 4 лет узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок , узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.
У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Из психологии известно, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребенка.
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок , будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике, является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста .
Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.
Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности .
1.3. Психологические основы совершенствования памяти младших школьников
Учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии, помогающие им запоминать материал. Иногда эти стратегии называют приемами управления памятью. Посмотрим, как совершенствуются некоторые из этих приемов.
Рассмотрим повторение. Поначалу дети просто повторяют каждое запоминаемое слово, несколько раз произнося его про себя. Примерно в возрасте 9 лет они начинают повторять слова группами.
Другим важным достижением в области стратегий запоминания является умение организовывать запоминаемый материал. Ученики 2-3 классов склонны связывать слова посредством простых ассоциаций, в зависимости от близости расположения слов в предъявляемом списке. Дети 4 класса организуют слова в группы по общим признакам. Дети, группирующие слова по категориям, способны запомнить и воспроизвести по памяти больше материала, чем те, кто этого не делает. Однако до 9-летнего возраста они редко пользуются этой стратегией по собственной инициативе.
Если понаблюдать, как дети запоминают предложения и целые абзацы, то выясняется, что они часто могут вспомнить не только фактически сказанное, но и то, что они логически выводят из запомненной фразы. В серии проведенных Скоттом Пэрисом и его коллегами исследований детям предлагали для запоминания предложения типа: «Ее подруга подметала пол». Затем их спрашивали, был ли у этой подруги веник. Для детей 11 лет не составило труда логическим путем прийти к выводу о наличии у нее веника, тогда как 7-летние дети не могли сказать ничего определенного, ссылаясь на отсутствие информации. Этот активный процесс, называемый семантической обработкой, предполагает использование логического вывода для реконструкции события, вместо простого воспроизведения «нередактированной» копии хранящейся в памяти информации.
Детей можно научить запоминать необычный материал, создавая на его основе умственный образ. Детям постарше легче создавать такие образы, чем маленьким детям, причем их образы отличаются большей яркостью и лучше запоминаются.
Часто дети, пытаясь разобрать слово по буквам, ищут хранящиеся в памяти правильные буквы. Они могут знать, с какой буквы начинается слово, но иногда им нужно проверить несколько возможностей.
Для сохранения
регулярно повторяющихся
Чем больше специальных мнемических задач возникает перед школьниками в игре, общении и труде, тем быстрее развивается его память. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Для развития произвольной
памяти ребенка важно вовремя
уловить и максимально
Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:
1. Переход от конкретных мнемотехнических средств (запоминания одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и пр.).
2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.
3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самостоятельно.
Следование
этому ходу развития в совершенствовании
средств запоминания и
Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребенок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный познавательный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Ее развитие у детей будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала.
Выводы по первой главе
Таким образом, из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Теорий механизмов памяти выдвинуто много, но к единому мнению за многовековую историю развития психологии, как науки, исследователи до наших дней так и не пришли.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память подразделяется на такие виды, как:
1. двигательная;
2. образная;
3. эмоциональная;
4. смысловая;
По целеполаганию – произвольная и непроизвольная.
По продолжительности закрепления и сохранения материала:
1. мгновенная;
2. кратковременная;
3. долговременная;
4. оперативная;
По степени осмысленности память может быть механической и логической.
В младшем школьном возрасте у детей преобладает образная память. Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита, но недостаточно для того, что бы со временем удержаться и не быть вытесненной механической памятью, которая отодвинет ребёнка в его развитии на более низкую ступень.
Из психолого-педагогической литературы по проблеме возможностей развития образной памяти младших школьников, можно сделать следующие выводы:
-для того, чтобы сохранить и развить образную память необходимо систематически проводить специальные занятия, в основе которых, лежит обучение ассоциативным техникам и классическим приемам запоминания.
-в младшем школьном
возрасте преобладает
- все виды и процессы памяти взаимосвязаны, и для их развития ребёнок нуждается в руководстве взрослого, а зрительная образная память - основной вид памяти младших школьников, которую следует постоянно развивать на специальных занятиях.
Причём системно-выстроенные занятия необходимо проводить планомерно «от простого к сложному», что закрепляет с каждым занятием навык и умение пользоваться приемами и техниками.
Глава 2. Изучение памяти у детей младшего школьного возраста
В целях поверки гипотезы о развитии свойств памяти у детей младшего школьного возраста было организовано эмпирическое исследование по методикам Немова Р.С. и Истратовой О.Н.
Целью проведения диагностики является изучение зрительной и слуховой памяти и разработка последующих рекомендаций по развитию памяти младших школьников.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Богдановский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» В исследовании принимали участие 20 человек 2-3 классов (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте от 8 – 10 лет.
О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти».
Данная методика состоит из 4 групп слов, предлагаемых детям для запоминания (1 группа – 10 слов). Первый ряд слов читался с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывали запомнившиеся слова (слуховое запоминание). Через некоторое время предлагался второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание). После перерыва школьники заслушали третий ряд слов, которые они повторяли шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после перенеся на бумагу (моторно-слуховое запоминание). Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрели их по карточкам и шёпотом повторяли каждое слово (зрительно – слуховое – моторное запоминание), после чего делали записи.
Обработка результатов.
О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).
C = a /10
где a – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.
Методика Немова Р.С. «Диагностика опосредованной слуховой памяти» предлагалась учащимся с целью изучения подвида наглядно образной памяти. Данная методика предназначена для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти младших школьников.
Классу последовательно зачитывались разные слова и выражения с паузой на 20 секунд. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.
Обработка результатов.
За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Методика Немова Р.С. «Оценка оперативной зрительной памяти» также предоставлялась школьникам с целью изучения подвида наглядно образной памяти и определения уровня её развития у учащихся начальных классов.
Данная методика
состоит из 4 карточек – заданий,
представленных в виде шести по разному
заштрихованных треугольников. Карточки
раздаются последовательно
Обработка результатов.
Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.
Затем
определяют среднее время
Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста