Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими, требует практического и теоретического решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования памяти у детей младшего школьного возраста
Память как психический процесс
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Психологические основы совершенствования памяти младших школьников
Глава 2. Изучение памяти у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Обработка и интерпретация полученных данных
2.3. Практические рекомендации по развитию памяти у обучающихся
начальных классов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие памяти курсовая защита.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Обработка и  интерпретация полученных данных.

На втором этапе  исследования полученные результаты были обработаны и записаны в таблицу  для последующего сравнения и  определения ведущего типа памяти у младших школьников.

 

                     Изучение типа памяти.                                                Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле C  = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы мы пришли к следующим результатам:

 

Ф.И.О.    

школьников

                                          Типы памяти

   зрительная

      слуховая

моторно-слуховая

зрительно -моторно-слуховая

Амельянович Г.

7   слов=0,7

9 слов=0,9

6 слов=0,6

7 слов=0,7

Андреева В.

8 слов=0,8

9 слов=0,9

10 слов=1

7 слов=0,7

Битель Р.

7 слов=0,7

8 слов=0,8

5 слов=0,5

8  слов=0,8

Бурко М.

7 слов=0,7

7 слов=0,7

6 слов=0,6

8 слов=0,8

Гордевич А.

8 слов=0,8

6 слов=0,6

6 слов=0,6

9  слов=0,9

Каминская Л.

9 слов=0,9

10 слов=1

7 слов=0,7

8  слов=0,8

Кислый А.

10 слов=1

10 слов=1

8 слов=0,8

8  слов=0,8

Клишко М.

7 слов=0,7

8 слов=0,8

10 слов=1

6  слов=0,6

Ковалевская О.

7 слов=0,7

7 слов=0,7

7 слов=0,7

6  слов=0,6

Кримовская  В.

6 слов=0,6

10 слов=1

6 слов=0,6

7  слов=0,7

Кримовский  Е.

6 слов=0,6

9 слов=0,9

5 слов=0,5

7  слов=0,7

Матус М.

5 слов=0,5

8 слов=0,8

6 слов=0,6

8  слов=0,8

Окулевич А.

8 слов=0,8

9 слов=0,9

6 слов=0,6

9  слов=0,9

Олешкевич И.

8 слов=0,8

10 слов=1

7 слов=0,7

10  слов=1

Синицкий М.

6 слов=0,6

9 слов=0,9

9 слов=0,9

9  слов=0,9

Трипутько А.

9 слов=0,9

8 слов=0,8

10 слов=1

9  слов=0,9

Харевич Е.

9 слов=0,9

10 слов=1

7 слов=0,7

8  слов=0,8

Чесновская  А.

10 слов=1

10 слов=1

8 слов=0,8

9  слов=0,9

Щербачевич  П.

7 слов=0,7

10 слов=1

7 слов=0,7

7  слов=0,7

Явидович Я.

6 слов=0,6

10 слов=1

5 слов=0,5

7  слов=0,7


Чем ближе коэффициент  памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.

Зрительный  и моторно-слуховой типы памяти представлены у большинства детей в диапазоне  от 0,5 до 1, что свидетельствует о достаточном уровне развития данных подвидов наглядно-образной памяти у учащихся. Коэффициент зрительный и моторно-слуховой памяти у Кислого А., Харевича Е., Синицкого М.,  Клишко М., Андреевой В. равен 1, что показывает отличное развитие этих типов памяти. Битель Р., Кримовский Е., Щербачевич П.,  Явидович Я. получили по 0,5 балла – это наименьшие коэффициенты развития зрительного и моторно-слухового типов памяти по результатам методики.

Результаты  слухового типа памяти представлены в диапазоне от 0,6 до 1. Минимальный  коэффициент слуховой памяти из данного класса выявлен у Гордевич А. – 0,6.                                                                                                          Каминская Л., Кислый А., Кримовская В.,  Окулевич А., Трипутько А.,  Харевич Е., Чесновская А.,  Щербачевич П. получили по 1, это наиболее высокие показатели развития слухового типа памяти как подвида наглядно-образной памяти.

Коэффициент зрительно-моторно-слухового  типа памяти класса определён в диапазоне  от 0,6 до 1.

Клишко М., Ковалевская О. получили по 0,6 балла – это невысокие результаты по сравнению с другими коэффициентами памяти у этих ребят. Коэффициент зрительно -моторно-слуховой памяти только у Окулевича А. равен 1. Коэффициенты всех исследуемых типов памяти  у Окулевича А., Андреевой В., Каминской Л., Кислого А.,  Клишко М.,  Кримовской В., Синицкого М., Трипутько А., Харевича Е.,  Чесновской А. равняются от 0,6 до 1, что свидетельствует об успешном развитии всех подвидов наглядно-образной памяти у этих младших школьников.

           Диагностика опосредованной слуховой памяти.

С целью выявления  развития опосредованной слуховой памяти у детей младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

10 баллов     – очень высоко развитая опосредованная  слуховая память.

8-9 баллов   – высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов   – средне развитая опосредованная  слуховая память.

2-3 балла     – низко развитая опосредованная  слуховая память.

0-1 балл       – слабо развитая опосредованная  слуховая память.

Ф.И.О. учащихся

Число воспроизведённых                       слов     

            Баллы

Выводы об уровне   развития

 

Амельянович Г.

10

10

Очень высоко развитая опосредованная слуховая память

Андреева В.

8

7,5

Средне развитая опосредованная слуховая память

Битель Р.

8

8

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Бурко М.

6

6,5

Средне развитая опосредованная слуховая память

Гордевич А.

7

7

Средне развитая опосредованная слуховая память

Каминская Л.

10

10

Очень высоко развитая опосредованная слуховая память

Кислый А.

9

8,5

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Клишко М.

8

8

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Ковалевская О.

9

9

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Кримовская  В.

7

7

Средне развитая опосредованная слуховая память

Кримовский  Е.

7

7

Средне развитая опосредованная слуховая память

Матус М.

9

8,5

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Окулевич А.

8

8

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Олешкевич И.

9

9

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Синицкий М.

10

10

Очень высоко развитая опосредованная слуховая память

Трипутько А.

10

10

Очень высоко развитая опосредованная слуховая память

Харевич Е.

8

8

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Чесновская  А.

8

8

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Щербачевич  П.

9

8,5

Высоко развитая опосредованная слуховая память

Явидович Я.

10

10

Очень высоко развитая опосредованная слуховая память


 

Выводы данной методики показали наиболее высокие  результаты в диагностике ведущего типа памяти младших школьников. 15 человек из 20 справились с заданием, показав высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти в диапазоне от 8 до 10 баллов.

                  Оценка оперативной зрительной памяти.

В ходе дальнейшего  изучения развития оперативной зрительной памяти как подвида наглядно-образной памяти были получены результаты:

10 баллов получает  ребёнок, имеющий объём кратковременной  памяти, равный 8 и более единицам;

В 8 баллов оценивается  объём кратковременной памяти, если он  равен 5 или 7 единицам;

4 балла получает  ребёнок, имеющий объём кратковременной  памяти, составляющий 3-5 единицы;

2 балла ставится  ребёнку, если объём кратковременной  памяти составляет 1-3 единицы; 

В 0 баллов оценивается  память, имеющая показатель, равный от 0-1.

 

  Ф.И.О. учащихся

Среднее число правильно  указанных треугольников (сумма  правильно найденных треугольников : 4)

Среднее количество допущенных  ошибок (6-предыд. показатель)

Среднее время работы над заданием

(суммарное время работы  над карточками : 4)

Единицы

(среднее время : кол-во  допущенных ошибок)

Выводы об уровне развития

Амельянович Г.

18:4=4,5

6–4,5=1,5

20:4=5

5:1,5=3

3един.=4 б.

Андреева В.

16:4=4

6–4=2

22:4=5,5

5,5:2=2,75

2един.=2 б.

Битель Р.

20:4=5

6-5=1

19:4=4,75

5:1=5

5един.=8 б.

Бурко М.

19:4=4,75

6-4,75=1,25

20:4=5

5:1,25=4

4един.=4 б.

Гордевич А.

22:4=5,5

6-5,5=0,5

23:4=5,75

6:0,5=12

12един.=10 б.

Каминская Л.

15:4=3,75

6-3,75=2,25

24:4=6

6:2,25=2,6

2един.=2 б.

Кислый А.

20:4=5

6-5=1

19:4=4,75

5:1=5

5един.=8 б.

Клишко М.

16:4=4

6–4=2

22:4=5,5

5,5:2=3

3един.=4 б.

Ковалевская О.

24:4=6

6-6=0

30:4=7,5

 

10 баллов

Кримовская  В.

19:4=4,75

6-4,75=1,25

20:4=5

5:1,25=4

4един.=4 б.

Кримовский  Е.

21:4=5,25

6-5,25=0,75

19:4=4,75

4,75:0,75=6,3

6един.=8 б.

Матус М.

15:4=3,75

6-3,75=2,25

24:4=6

6:2,25=2,6

2един.=2 б.

Окулевич А.

22:4=5,5

6-5,5=0,5

23:4=5,75

6:0,5=12

12един.=10 б.

Олешкевич И.

21:4=5,25

6-5,25=0,75

19:4=4,75

4,75:0,75=6,3

6един.=8 б.

Синицкий М.

18:4=4,5

6–4,5=1,5

20:4=5

5:1,5=3

3един.=4б.

Трипутько А.

22:4=5,5

6-5,5=0,5

23:4=5,75

6:0,5=12

12един.=10 б.

Харевич Е.

15:4=3,75

6-3,75=2,25

24:4=6

6:2,25=2,6

2един.=2 б.

Чесновская  А.

19:4=4,75

6-4,75=1,25

20:4=5

5:1,25=4

4един.=4 б.

Щербачевич  П.

14:4=3,5

6-3,5=2,5

22:4=5,5

5,5:2,5=2,2

2един.=2 б.

Явидович Я.

24:4=6

6-6=0

30:4=7,5

 

10 баллов


 

По итогам анализа  таблицы Андреева В., Каминская Л., Матус М., Харевич Е., Щербачевич П. набрали минимальное число баллов – 2, что говорит о слабом развитии у них оперативной зрительной памяти в объёме 1-2 единицы.

Амельянович Г., Бурко М.,  Клишко М.,  Кримовская В.,  Синицкий М.,  Чесновская А. получили по 4 балла - это объём зрительной памяти равный 3 – 4 единицам.

 Объём оперативной  зрительной памяти у Битель Р., Гордевич А.,  Кислого А., Ковалевской О., Кримовского Е., Окулевича А., Олешкевича И., Трипутько А. и Явидович Я. равен от 5-12 единиц.

     Наибольшие трудности у детей вызвало задание, связанное с диагностикой оперативной зрительной памяти. Проведение этой методики было самым продолжительным и сильно утомило ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Практические рекомендации по развитию памяти у учащихся

начальных классов.

 

    Самыми  простыми и доступными способами  развития недостаточно сформированных  видов памяти  могут служить  несколько упражнений.

    Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти организовывать работу детей по образцу. Порядок её выполнения таков: сначала школьники работают с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы дети успели рассмотреть и запечатлеть образец. Эти упражнения целесообразно включать в такие виды деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам.

     Дети всегда и с удовольствием выполняют и такие задания: учитель показывает им на определённое время какую-либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально рассмотреть, а потом воспроизвести по памяти. Затем им показывается похожая картинка, в которой недостаёт каких-то деталей, либо, наоборот, появляются дополнительные. Эти отличия и должны уловить дети.

     Аналогичное  упражнение: на столе стоят 8-10 предметов, которые класс должен  внимательно рассмотреть и постараться  запомнить. Затем эти предметы учитель закрывает и просит детей их перечислить. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов изменить порядок их расположения и количество на столе. А затем попросить детей поточнее воспроизвести исходный порядок. Нелёгкое упражнение, сразу его не все смогут выполнить. В таком случае следует начать с меньшего количества предметов, постепенно его увеличивая.

     Подобные  упражнения легко придумать, варьируя  условия, материал и сюжеты  игр.

Для развития логической памяти рекомендуется следующие упражнения. Прочитать детям набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые они запомнили. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформирована у ребят способность обобщать, лежащая в основе логической памяти. Если обнаружится, что дети не сумели выделить смысловые группы в названных словах, а старались запомнить их механически, то учитель объяснит и покажет им, как целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре они и сами убедятся в том, что так запоминать легче. Аналогичный способ подходит и для запоминания различных предметов, цветов, последовательности событий.

     Усложняя  задание, можно предложить ученикам запомнить и пересказать рассказ с чётко выделенными смысловыми блоками. Если ребята не уловили последовательность событий и связь между ними, надо показать на примере, как запоминать сюжет с опорой на смысловые компоненты. То есть выделить в тексте эти части, проследив, как переходит повествование от одной части к другой. Для этого детям читается небольшой рассказ. Определение первой части – это может быть один абзац или несколько, в которых автор делает вступление, описывает героев либо предысторию дальнейших событий. Учитель называет вместе с ребятами микротему этой части (о чём она) и предлагает нарисовать мысленную картину (некоторые дети говорят – представить мультик). Такая же работа с другими частями рассказа. А для облегчения запоминания этих смысловых блоков используются простые, схематичные рисунки-памятки (опорные сигналы).

Упражнения на развитие зрительной памяти.

«10 картинок». 

   Для упражнения  понадобиться 10 картинок с изображениями  различных, знакомых ребёнку,  предметов. Предложите малышу рассмотреть эти картинки, а затем через 30 секунд попросите его назвать все предметы на картинках, которые он смог запомнить.

    Проверка  кратковременной памяти: если 6-7- летний  ребёнок из 10 картинок назвал  хотя бы 6-7 – результат очень хороший.

«Я – художник».

   Предложите  ребёнку роль художника (фотографа,  детектива), который в состоянии  запечатлеть любой предмет (явление,  ситуацию). Допустим, ребёнок внимательно  рассматривает все предметы, лежащие  на столе, затем закрывает глаза  и перечисляет всё, что запомнил.

«Запомни картинки».

   Вместе  с ребёнком рассматривайте в  течение 40 секунд 10 картинок, затем  уберите их и называйте по  очереди всё, что запомнили.  Выигрывает тот, кто последним  вспомнит картинку, которая не  была названа.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста