Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется прежде всего своим продуктом – представлением о себе, “Я- образом”. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, и важным фактором детерминации поведения человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках “Я-концепции”, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

Содержание

Введение

3

Глава 1
Самосознание как высший уровень развития сознания

1.1.
Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии
5
1.2
Развития самосознания в онтогенезе
9

Глава 2.
Представление о себе у детей дошкольного возраста

2.1
Внутренний мир ребенка как целостное образование
15
2.2
Особенности формирования представления о себе у ребенка дошкольного возраста
19

Глава 3
Описание исследования и анализ полученных результатов

3.1
Методы и методики исследования
21
3.2
Результаты исследования представления о себе у детей дошкольного возраста
23
Выводы

26

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

 

3.2 Результаты исследования  представления о

себе у детей дошкольного возраста

Как указывалось выше,  выборку исследуемых составили 20 детей в  возрасте 5 - 6 –ти лет  дошкольного учреждения № 369. Результаты исследований  представлены в двух таблицах:

Таблица 1. Представление детей о  себе  (приложение А)

Таблица 2. Самооценка детей  (приложение Б)

 

Проанализируем эти таблицы.

Анализ результатов беседы с детьми показал, что все дети 5-6 лет знают свое полное имя и знают,  сколько им лет.

95% детей считают себя “большими”, и лишь 5% “маленькими”. Все дети уверены, что были маленькими, но рассказать о себе “маленьком”, о том какими они были в прошлом  могут не все.

На вопрос: “Откуда ты знаешь, что раньше ты был(а) маленьким?” мы слышали такие ответы:

Илья Ц. – “Видел кассеты, фотографии”.

Настя Г. – “Я потихоньку росла”.

Сергей С. – “Все помню, родился осенью”.

Однако большинство детей (33,4 %) ответили, что узнали от этом от мамы.

Даша М. – “Мама сказала”.

Юлия К. – “Я помню, у мамы спрашивала”

На просьбу психолога рассказать: “А  какой ты был маленький, что ты умел  маленький делать?” дети, как правило,  перечисляли основные качества малышей.

Максим Б.- “Ползал, умел пищать”.

Владик М. – “Не умел ходить, потом научился”;

Светлана З. - “Лежала в коляске”.

Аня С.-  “Плакать”

И девочки и мальчики отвечали примерно одинаково. Таким образом,   у большинства детей представление о себе маленьком сформировалось на основе рассказов мамы,  детских фотографий, видеокассет.

Дети 5-6 лет осознают себя в настоящем и на вопрос: “А что ты умеешь делать сейчас?” отвечают:

Алина Г. – “Рисовать, петь”

Наташа К. – “Салат умею делать и трубочки”

Дима Ч. – “Все умею делать. Помогать маме и папе”.

 

На вопрос: “Кем ты станешь,  когда подрастешь?” мы слышали такие ответы:

Владик А. – “Буду водителем”

Максим Б.   - “Буду работать на шахте”

Аня А. – “Буду как мама большая”

Кирилл К. – “Буду папой”

Ира П.  – “Буду мамой”

Дима Д. – “Буду дядей”

 

Анализ ответов детей показал, что свыше,  чем у  63 % детей 5-6 лет, образ  будущего “Я” связан с полом ребенка, т.е. половая идентификация включается  в образ будущего.

81,5 % детей  старшего дошкольного  возраста уверены, что лучше быть  взрослым, чем ребенком.

 

Таким, образом, был подтвержден тот факт, что в старшем дошкольном возрасте в связи с ориентацией ребенка на взрослого и тенденциями развития самосознания происходит интенсивный процесс осознания себя во времени. В образ “Я” в будущем, включаются все первичные компоненты самосознания: изменение физического облика, половая принадлежность, притязания на признание. [25, с. 48-52]

Применение методики “Лесенка” показало, что 86, 9 % детей  ставят себя на самую высшую ступеньку  лесенки.

Объяснение дети давали такое:

 Юля К.: “Я не плохая”;

Анна С.: “Я сильно хорошая”.

 Даша М. ответила: “Я хорошая, пеку трубочки”;

Сергей С.: “Всем делюсь. Я послушный”;

 Ира П.: “Посуду мыла”.

 

При этом уже “самыми хорошими” себя считают 55 % детей.

Остальные дети полагают, что им еще необходимо стать хорошими. Это свидетельствует о том, что в сознании детей этого возраста появилась новая компонента “Я-реальный” и “Я-идеальный”.

 

Таким образом, по мнению ребенка, наиболее адекватно его оценивает мама, более строго бабушка и наиболее строго – воспитатель детского сада. Папам отводится “роль защитников”.

Выводы

На основании проведенной работы мы можем говорить о том, что:

  1. В сознании детей  дошкольного возраста идет становление “Я - образа” и дети дошкольного возраста имеют представление о себе.
  2. Подтвержден тот факт, что в старшем дошкольном возрасте в самосознания ребенка происходит интенсивный процесс осознания себя во времени.
  3. Знание о себе в прошлом ребенок получает от взрослых (расспрашивая родителей,  рассматривая фотографии и  видеокассеты). У большинства  детей представление о себе маленьком сформировалось на основе рассказов мамы (33, 4 %).
  4. Свыше,  чем у  63 % детей 5-6 лет, образ  будущего “Я” связан с полом ребенка, т.е. половая идентификация включается  в образ будущего. В образ “Я” в будущем, включаются и все другие первичные компоненты самосознания: изменение физического облика,  притязания на признание.
  5. В сознании детей представление о себе существует  в виде образов “Я- реальный” - какой я есть  и “Я-идеальный” - каким я хотел бы стать. Так, вот, 55 %  детей  считают, что они уже “самые хорошие”.
  6. Особенностью самооценки детей – дошкольников является то, что она отражает внешние, наглядно воспринимаемые свойства и качества.
  7. Самооценки детей оказались в высокой степени связанными с оценками родителей. По мнению ребенка, наиболее адекватно его оценивает мама и папа, более строго бабушка и наиболее строго – воспитатель детского сада. Это подтверждает общие положения о связи сознания со сферой общения  и отношений, о социальной обусловленности сознания.

Дальнейшее проникновение во внутренний мир ребенка и применение результатов его изучения на практике является условием формирования социально полноценной личности, достойно выражающей собственное “Я” на всех возрастных ступенях своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре //Прикладная психология. – 2003. - № 5.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академия, 2003.
  3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2000.
  4. Аверин В.А Психология детей и подростков Санкт- Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379с.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. – М., 2000.
  6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающей системы. Психология формирования и развития личности. – М., 2001.
  7. Архипова К.А. Становление образа  себя у детей //Вопросы психологии. – 1996. - № 4.
  8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология – Ростоа н/Д, “Феникс”, 2000. – 416с.
  9. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М.,2005.
  10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. – М., 1986.
  11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2002.
  12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детские годы. – М., 1968.
  13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978, № 4; 1979. - №2.
  14. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3. Самосознание.) – Вопр. психологии,1990,№6,с.121-133.
  15. Валлон  А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  16. Выготский Д. С. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 269—317.
  17. .Выготский Л. С. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.С. 5— 361.
  18. Выготский Л. С. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376—385.
  19. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 340—367.
  20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб: Союз,1997.
  21. Грэйг Крайг Психология развития – Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2004 – 992с.
  22. Димитров И.Т. Целостная деятельность и “образ самого себя” у дошкольников //Новые исследования в психологии. – 2006. - № 2.
  23. Долтказина Э.Н. Психологические проблемы эмоционального развития в процессе социализации дошкольников //Психология в детском саду. – 1999. - № 2.
  24. Ермолова Т.В., Колмогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. – 1995. №6, - с. 47-58
  25. Жуковская Р.И. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 2005.
  26. Заброцький М.М. Вікова психологія. – К.: МАУП, 1998.
  27. Зубова Г.Г. Как построить свое “Я”. – М., 2001.
  28. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 2003.
  29. Козлова С.А. “Я” -человек. Программа приобщения ребенка к социальному. – М., 2003
  30. Кон И. С. Категория “Я” в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, № 3,с.25-37.
  31. Кон И.С. В поисках себя : личность и ее самосознание. – М.: Наука, 1984. – 335с.
  32. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1988.
  33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развтие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1998.
  34. Кулагина И.Ю., Колюцкий Я.Л. Возрастная психология: Полный жизненый цикл развития человека – М.: ТЦ “Сфера”, 2004 – 464с.
  35. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005.
  36. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. – Кишинев, 1983. 205 с.
  37. Личность и сознание / Под ред. А.А.Алексеева – Л.: ЛГУ, 1989 – 183 с.
  38. Максименко С.Д. Розвиток психіки в онтогенезі. В 2-х т. – К.: Форум, 2002
  39. Мухина В.С. Возрастная психология.-  М.: АКАДЕМIА, 2000, 456 с.
  40. Мухина В.С. Детская психология.- М.: ОООАпрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 – 352с.
  41. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения, к ней человека. / Проблема сознания, М., 1966.
  42. Непомнящая Т.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 2002.
  43. Образ “Я” у дошкольников //Вопросы психологии. – 1995. - № 2.
  44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
  45. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система . – М.: Просвещение,  1997. – 73с.
  46. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: АКАДЕМIА, 2000, 184 с.
  47. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,2000.
  48. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 2005.
  49. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1996.
  50. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика _ СПб : ЗАО Изд-во “Питер” , 2000 – 432с.
  51. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб, , 2003- 416с.
  52. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, М., 2005.
  53. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Собр. Соч.: В 2-х т. Т 2. М: 1989
  54. Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология. – Санкт-Петербург, Издательство С-Петербургского университета, 2001 – 224с.
  55. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии., Спб., ООО “Речь”, 2002 -350.
  56. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования  личности. М., 2001.
  57. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.2006.
  58. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 2004. 303с.
  59. Столин В.В. Самосознание личности., М.,2006.
  60. Теории личности в западноевропейской и американской психологии – Самара: Издательский дом "Бахрах", 2006 –480 с.
  61. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы психологии. – 2002. - № 1.
  62. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. – М., 1998.
  63. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  64. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / Принцип развития в психологии., М.,2003.
  65. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . М.: Педагогика, 1995.
  66. Якобсон С.Г. Психологические проблемы развития детей. – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Самооценка детей

 

Имя ребенка

Ступенька лесенки, на которую реб-к себя поставил

Почему?

Хочет или уже есть

мама

папа

бабушка

воспитатель

1

Владик А.

5

Самый хороший

есть

5

4

5

4

2

Максим Б.

5

Я хороший

есть

4

5

3

1

3

Кирилл К.

5

Я хороший

есть

4

3

2

4

4

Вадим Р.

5

Я очень хороший

есть

5

4

5

5

5

Даниил С.

4

Потому, так

есть

3

5

2

1

6

Максим С.

5

Потому что я хороший

есть

3

4

5

3

7

Илья Ц.

5

Я хороший

есть

5

4

5

4

8

Никита Б.

5

Я очень хороший

есть

5

5

5

5

9

Владик С.

5

Потому

есть

4

4

4

5

10

Владимир М.

5

Я хороший

хочу

1

1

5

-

11

А. А.

5

Самая хорошая

есть

4

5

3

4

12

Татьяна Б.

5

Я хорошая

хочу

5

-

4

5

13

Алина Г.

5

-

хочу

5

5

5

5

14

Анна Г.

5

-

хочу

4

4

5

5

15

Светлана З.

5

Потому

хочу

4

3

2

4

16

Ольга М.

5

-

хочу

5

5

5

5

17

Настя Г.

5

Я хорошая

хочу

4

5

3

5

18

Юлия К.

5

Я не плохая

хочу

5

5

5

5

19

Виктория К.

5

Я очень хорошая

хочу

5

5

5

5

20

Анна С.

5

Я сильно хорошая

есть

5

1

5

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* См.: Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. –М.,1987. –С. 58-65.

 

** Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова – М., 1982. – С. 108-114.

 


 



Информация о работе Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста