Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется прежде всего своим продуктом – представлением о себе, “Я- образом”. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, и важным фактором детерминации поведения человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках “Я-концепции”, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

Содержание

Введение

3

Глава 1
Самосознание как высший уровень развития сознания

1.1.
Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии
5
1.2
Развития самосознания в онтогенезе
9

Глава 2.
Представление о себе у детей дошкольного возраста

2.1
Внутренний мир ребенка как целостное образование
15
2.2
Особенности формирования представления о себе у ребенка дошкольного возраста
19

Глава 3
Описание исследования и анализ полученных результатов

3.1
Методы и методики исследования
21
3.2
Результаты исследования представления о себе у детей дошкольного возраста
23
Выводы

26

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Внимание исследователей направлено, в первую очередь, на раскрытие особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками – с точки зрения осознания им себя как субъекта этого взаимодействия.

При подходе к изучению самосознания детей, во-первых, наиболее полно реализуется установка на то, что мир человеческой индивидуальности, будучи обусловленным объективными условиями, тем не менее создается собственной творческой активностью личности, ее самодвижением, во-вторых, возникает необходимость в рассмотрении не отдельных проявлений самосознания ребенка, а в изучении его внутреннего мира как целостности. Целостность – отражает определенную завершенность, внутреннее единство того или иного образования, его автономность и независимость от окружающей среды.

Применение этого подхода к изучению самосознания дошкольников открывает перспективы для раскрытия специфики внутреннего мира подрастающей личности, его функций и условий развития.

Раскроем понятие “внутренний мир”, выделим его существенные признаки. Внутренний мир ребенка отражает объективные условия его существования во внешнем окружающем мире, является относительно автономным. Автономность проявляется при постоянной активности ребенка, направленной на самопознание и самоутверждении в окружающей социальной микросреде.

Самопознание и самоутверждение -  неотъемлемые стороны процесса становления ребенка как социального существа, как личности и возникают они лишь под влиянием оценочного отношения взрослых в процессе общения с ребенком. Отношение взрослого к ребенку заключает возможность возникновения у малыша самоотношения, то есть “внутреннего взгляда” на себя как на объект познания и переживания. Психолог Мухина В.С. пишет: “В период младенчества ребенок еще не знает себя. Ребенок изучает себя в зеркале и присматривается к фотографии и тут его ждет новая работа: надо отыскать себя среди окружающих. Мать, отец, какой-то дядя, какая-то тетя, одни часто являются, другие редко – полным-полно таинственных личностей, чье происхождение неясно, а поступки загадочны”. И далее: “Но едва ребенок установил, - пишет автор, - что мама у него для того, чтобы выполнять его желания или идти им наперекор, папа приносит деньги, а тети – шоколадки, как у себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый еще удивительный невидимый мир” [39, с.186].

Внутренний мир по своему происхождению и содержанию социален. Его возникновение связано с теми видами отношения, которое проявляют к ребенку окружающие люди, одобряя или порицая различные формы детской активности. Отсюда решающая роль социальной микросреды в процессе формирования представлений ребенка о себе.

Проявляя отношение к ребенку, взрослые помогают ему сориентироваться, увидеть себя, как в зеркале, в другом человеке, вооружают его оценочными эталонами, мерками, знаниями о других людях. Взрослые способствуют, в зависимости от стиля воспитания, рождению высокой или недостаточно высокой самооценки ребенка, вызывают его переживания, связанные с удовлетворением или же неудовлетворением самим собой, мысли, направленные на сравнение себя с другими детьми, ожидания в связи с возможными действиями (по отношению к нему самому) со стороны окружающих. Во всех случаях взрослые пробуждают активность ребенка, объектом которой становится не внешний предметный мир, а он сам в качестве субъекта взаимодействия с этим миром. Все занятия и переживания ребенка, возникающие в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, благодаря оценочным воздействиям окружающих людей, и прежде всего близких взрослых, группируются, концентрируются вокруг детского “Я”.

Процесс интенсивного становления внутреннего мира ребенка как целостного образования приходится к 2,5 – 3 годам Происходит внешний переход к “Я” и за ним кроются глубокие изменения в осознании ребенком себя как субъекта действия, желаний и переживаний. При этом форма осознания ребенком воздействует на его психологическое содержание. Б.Г. Ананьев считал, что употребление местоимения “я” свидетельствует о переходе ребенка от представления о себе к мысли о себе.

С проявлением самостоятельности у детей дошкольного возраста появляется известное всем: “Я сам!” Иногда, проявление самостоятельности сочетается с негативизмом и упрямством. Все эти проявления активности находят свое отражение во внутреннем мире ребенка: ребенок сначала действует, а потом узнает себя в новом качестве.

В начале дошкольного возраста, в результате развития внутреннего духовного мира ребенка, происходит осознание им себя как “я”. В результате активной “апробации” своих сил и возможностей, под влиянием накопленного опыта переживаний успехов и неудач в процессе предметно-практической деятельности в общении ребенка со взрослыми и сверстниками идет интенсивный процесс становления индивидуальности. Но отношения в сфере внутреннего мира: к “я” и “не я”, то есть отношений ребенка к самому себе как субъекту жизнедеятельности, с одной стороны, и окружающей социальной среде – с другой. Известно, что даже ребенок раннего возраста способен утаивать от окружающих свою тоску и внутренние порывы. Будучи автономным и замкнутым, внутренний мир ребенка, открыт для влияний извне.

К началу среднего дошкольного возраста структура внутреннего мира ребенка представляет собой уже достаточно сложное образование. В нем есть “центр” и “периферия”. В центре – знания ребенка о себе как о субъекте, о личности и самооценка, отношение к окружающим людям и предметному миру.

Становление внутреннего мира дошкольника осуществляется под непосредственным влиянием близких людей и неотделимо от осознания им себя как “я”. А формирование образа “я” выступает не только механизмом развития представлений подрастающей личности о себе, но и способом фиксации на субъектном уровне тех личностно значимых для ребенка отношений – к окружающим людям, вещам, деятельности и т.д., которые закрепляясь во внутреннем мире, становятся его ценностями.

 

2.2. Особенности формирования  представления о себе

у ребенка дошкольного возраста

Представление о себе ребенка-дошкольника с большой степенью условности можно рассматривать вне его единства с самооценкой. Но некоторые авторы утверждают, что “Я”-образ – это набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Действительно, ребенок может не придавать особого значения каким-либо свойствам и качествам, это до того момента, пока “авторитеты” не обратят на эти свойства и качества внимание и не оценят их. Столкнувшись с оценочным воздействием взрослого,  ребенок начинает ценить в себе или, стыдиться того, что стало предметом оценки. В таком случае те или иные качества становятся для ребенка личностно значимыми, непосредственно относящимися к его образу “я”.

Подтверждением того, что все качества, входящие в представление ребенка о себе или его образ “я”, является либо положительными, либо отрицательными, но не нейтральными, служат особенности становления когнитивной части образа “я” (то есть представлений о себе).

Оценки взрослых не всегда однозначны по своему воздействию на ребенка, развитие представлений ребенка о себе, то есть его образ “я” зависит прежде всего от того, каким его считают окружающие – близкие взрослые, воспитатели, сверстники. Мы считаем, что оценочные воздействия со стороны других людей не только не исключают возможности трансформации этих оценочных воздействий собственной активностью ребенка, а наоборот, необходимо предполагают ее.

Одна из важнейших особенностей формирования представлений ребенка о себе, а именно: дошкольник очень зависим от отношения к себе взрослого – его мнений, оценок, внимания, доброжелательности, ласки, поддержки, оценки этим взрослым других детей.

Кроме оценочных воздействий взрослых, факторами, влияющими на представление ребенка о себе, выступают взаимоотношения со сверстниками, знания, получаемые по различным каналам (телевидение, художественная литература), о том, каким должен быть ребенок, чтобы его считали хорошим. При построении образа самого себя,  ребенок использует существующие в обществе эталоны, представления о сложном, красивом, одобряемом, - все то, что по-разному (в зависимости от социальной ситуации развития) трансформируется во внутреннем мире ребенка.

Детям, даже старшего дошкольного возраста, трудно осознавать свое сходство со сверстниками, особенно если это касается каких-либо личностных проявлений.

Представление дошкольника о себе неотделимо еще для него самого от особенностей собственного поведения, которые он осознает благодаря тому, что взрослые обращают на них внимание в процессе воспитательных воздействий на него, а сверстники – в процессе взаимодействия с ним. Поэтому создание условий, при которых дети проявляли бы себя с нравственной стороны, является и предпосылкой становления положительного представления о себе, причем не иллюзорного, а согласующегося с реальным поведением ребенка. Активизация процесса сравнения себя со сверстниками – и прежде всего осознание их нравственных достоинств – это сильный стимул для развития рефлексивности, представлений ребенка о себе и связанных с ними его внутренних позиций: “какой я” и “какой он”, “какой я глазами других”.

“Психологическое обособление” ребенка как неповторимого особого существа и отождествление им себя со сверстниками образуют собой единство двух противоположных процессов, функционирование которых становится возможным лишь в ходе реального взаимодействия меду детьми, направляемого педагогом. Следовательно, представление о себе – ребенок получает “извне”, но лишь при условии проявления им собственной активности в качестве субъекта общения и деятельности.

 

Глава 3.  Описание исследования и анализ полученных результатов

3.1 Методы и методики исследования

Исследование проводилось на базе  дошкольного учреждения № …..  Выборку составили    20 детей  в возрасте   5-6 –ти лет.

Проводимое нами исследование состояло из трех этапов.

1.       Подготовительный,  включал в себя подбор психодиагностического  материала (инструментария), соответствующего  избранной нами проблеме, и позволяющий вести исследовательскую работу темы, целей, задач исследования. Подготовка бланков протоколов для сбора эмпирического материала.

2.     Основной, предполагал  построение плана исследования  с учетом специфики отбора  блока диагностических методик. Не данном этапе был осуществлен непосредственно сбор эмпирического материала в соответствии с планом и опорой на цели и задачи работы.

3.      Заключительный,  подытожил  работу двух предыдущих  этапов исследования методом количественного и качественного анализа, собранного эмпирического материала.

В ходе первого этапа исследования были отобраны три диагностические методики:

  • методика “Изучение сформированности образа “Я”*;
  • методика “Лесенка” для изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей **

1. Для того, чтобы выявить наличие  и характер представлений детей  о себе  с каждым из них  была проведена беседа.

 Детей просили ответить на  вопросы.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Какой ты сейчас – большой или маленький? Почему ты так думаешь?
  4. Ты когда-нибудь был маленький?
  5. Откуда ты знаешь?
  6. Каким ты был маленьким? Расскажи о себе маленьком (Что ты умел делать?).
  7. А что ты умеешь делать сейчас?
  8. Когда ты еще немного подрастешь и станешь совсем большим, каким ты будешь, как ты думаешь?
  9. Кем лучше быть взрослым или ребенком? Почему?

Ответы детей заносились в протокол.

2. Методика “Лесенка” разработана  В.Г.Щур (модифицированный вариант  методики  Дембо—Рубинштейна) и  предназначена для выявления  системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как эти представления соотносятся между собой.

Для использования этой методики необходимо подготовить материал: бумажную или нарисованную лесенку, фигурку человечка (лучше контуры мальчика и девочки), лист бумаги  и карандаш (ручку).

Методика проводится индивидуально. С ребенком непринужденно беседуют о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экзаменатор показывает лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три – вниз (или такая лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: “Посмотри на эту лесенку. Если всех детей рассадить на ее ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие; ступенькой ниже – просто хорошие; еще ступенькой ниже – средние, но тоже хорошие; еще ниже – плохие; на самой нижней – самые плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка (мальчика или девочки в зависимости от пола ребенка) и говорится:

  • Представь, что это ты. На какую ступеньку ты бы себя поставил.     Почему?
  • Ты на самом деле такой, или хочешь таким быть?
  • На какую ступеньку тебя поставила бы мама?
  • На какую – папа?
  • На какую – бабушка?
  • А учительница (воспитательница)?

Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснение своему выбору.

Все ответы детей фиксируются  в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает примерно 10 минут.

Информация о работе Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста