Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!КурсовикПД_Краснощекова (1).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

С изменением жизни, с  той новизной, которую несут в  себе самостоятельность и ответственность  и известная предоставленностъ  самому себе, человек меняется: он начинает глубже понимать законы человеческой жизни, более определенно видит свое место в ней, определяет жизненные цели, становится активнее в их постановке и достижении.

Для молодости нет  ничего пагубнее, чем «экзистенциальная  монотонность» жизни. С нее может начаться деградация личности, хотя и в незаметных для самого человека формах. В молодости она обычно обнаруживает себя в падении мотивации, в росте негативных эмоций, в равнодушии и скуке. При этом снижаются и даже совсем исчезают интеллектуальные интересы, их вытесняют обыденные суждения, банальности, сплетни, рассуждения о неудовлетворенности жизнью, зависть, необоснованные амбиции и претензии к окружающим на признание своей значимости. Деградация личности приводит и к возрастным изменениям: быстрее начинается старение [48].

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов... Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются прежде всего в чувствах, но уже они приводят к потребностям заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь». Таким образом, основной целью молодости является самоактуализация [48].

Внутренний мир молодости  как мощная воронка втягивает  в себя знания о жизни как задаче, переживание поиска своего единственного  предназначения, желание занять единственное и необходимое место в жизни, о добровольном принятии на себя ответственности в отношении людей и социальных институтов. Этап молодости – это не только приращение знаний, общих и сугубо профессиональных, но и формирование зрелости личности в плане ценностно-смыслового, морального и смысложизненного самоопределения. Молодому возрасту свойственно интересоваться экзистенциальными проблемами (времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества, смысла существования) в разных формах, размышлять о конечности и смысле жизни/

Выводы к теоретической части

1. На протяжении хода  всей истории человечества отношение  людей к смерти претерпевало  значительные изменения: от понимания  смерти как естественного завершения  жизни до полного противопоставления  жизни и смерти, понимания смерти как неизбежного зла и, как следствие, ее отрицания как реальности жизни. При этом на протяжении всего развития цивилизации в представлении о смерти фигурировали две точки зрения, рассматривающие смерть как продолжение существования в другом состоянии и как полное прекращение существования.

2. На современном этапе  приближение жизни и смерти, а  также рассмотрение их взаимосвязи  стало осуществляться в рамках  психологической науки, где смерть  интерпретируется как важная  детерминанта развития личности  человека.

3. Столкновение со  смертью предоставляет возможности  для личностного изменения, о  чем свидетельствует опыт людей,  оказавшихся в ситуации реальной  угрозы жизни (несчастные случаи, катастрофы, неизлечимая болезнь).

4. Такое психологическое  значение смерти возможно за счет личного отношения каждого человека к смерти, которое включает в себя страх смерти.

5. В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п.

6. Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами в разных формах; в это время возникает интерес к эсхатологической и трансцендентной, мистической и психологической литературе и т.д.

7. Спецификой психологического развития и самореализации личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни.

8. Многие авторы как отечественной, так и зарубежной психологии рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития, самореализации и самоактуализации личности человека.

9. Ориентация на самоактуализацию означает желание максимально реализоваться в той сфере, к которой человек предрасположен, то есть, полностью применить свои таланты, способности в выбранной сфере.

10. Среди характеристик самоактуализации, сформулированных Маслоу, указывается: полное принятие реальности и комфортное отношение к ней, саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни и готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

11. Согласно Роджерсу, состояние неконгруэнтности порождаются страхом смерти и танатической тревоги, ощущением «неестественности» бытия в ситуации осознания его индивидуальной конечности.

12. Среди современных исследований по проблеме отношения к смерти, исследовались только вопросы отношения личности к смерти в их связи с ценностно-смысловой сферой личности.

13. Это порождает проблему настоящего исследования – изучение особенностей самоактуализации у молодежи с разным отношением к смерти.

5. Эмпирическое исследование особенностей самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти

5.1 Организация и методы исследования

 

Эмпирическая гипотеза исследования: Показатели самоактуализации у студентов, выбирающих положительные образы смерти отличается от показателей самоактуализации у студентов, выбирающих отрицательные образы смерти.

Эмпирические  задачи исследования:

1. Подобрать диагностические методики адекватные цели и гипотезы исследования.

2. Эмпирически выявить  отношение молодежи к смерти.

3. Изучить особенности  самоактуализации у молодежи  с разным отношением к смерти.

 

Методы исследования:

- методика самоактуализационный тест (САТ);

- опросник «Шкала тревоги по поводу смерти Д.Темплера;

- методика «Метафоры  личной смерти» Мак-Леннана;

 

Выборку составили студенты Таганрогского кампуса Южного федерального университета в возрасте 20-23 лет в количестве 50 человек. Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.

Для проверки гипотезы и  решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:

- для исследования  отношения к смерти: опросник «Метафоры личной смерти» Мак-Леннана;

- для исследования  уровня самоактуализации: самоактуализационный тест (САТ) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.).

Для проведения статистической обработки данных применялись:

- U-критерий Мана Уитни;

 

Самоактуализационной  тест

Тест САТ является адаптацией к России теста POI Эверетта Шострома. Тест разработан на кафедре  социальной психологии МГУ, авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз. Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Базовые шкалы - шкала Компетентности во времени (Тс), шкала поддержки (I)

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале  означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о  высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных  ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения  (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности  к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность  индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая, – в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность  субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень  принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность  человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать  совместно. Они составляют блок концепции человека.

Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти