Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!КурсовикПД_Краснощекова (1).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий  балл по шкале свидетельствует  о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность  человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных  потребностей (Cog) (11 пунктов) определяет  степень выраженности у субъекта  стремления к приобретению знании  об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и  Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Для работы с брошюрным вариантом теста следует использовать регистрационный лист и профильный бланк, образцы которых приведены в Приложении В. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Для удобства обработки данных рекомендуется изготовить накладные ключи-шаблоны для всех шкал. Каждый ответ обследуемого, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.

При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними «сырыми» баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики. Интерпретация результатов обследования производится в соответствии с приведенным выше описанием шкал CAT.

Метод линейной корреляции К. Пирсона

Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент  Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Коэффициент характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.

Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может  превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти  два числа +1 и -1 - являются границами  для коэффициента корреляции. Когда  при расчете получается величина большая +1 или меньшая -1 - следовательно, произошла ошибка в вычислениях.

Знак коэффициента корреляции очень важен для интерпретации  полученной связи. Подчеркнем еще раз, что если знак коэффициента линейной корреляции - плюс, то связь между  коррелирующими признаками такова, что  большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). Иными словами, если один показатель (переменная) увеличивается, то соответственно увеличивается и другой показатель (переменная). Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости.

Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Иначе говоря, при наличии  знака минус, увеличению одной переменной (признака, значения) соответствует уменьшение другой переменной. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости. При этом выбор переменной, которой приписывается характер (тенденция) возрастания - произволен. Это может быть как переменная X так и переменная Y. Однако если психолог будет считать, что увеличивается переменная X, то переменная Y будет соответственно уменьшаться, и наоборот. Эти положения очень важно четко усвоить для правильной интерпретации полученной корреляционной зависимости.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные X и Y распределены нормально.

Расчет коэффициента производился по формуле

 

,

 

где x1 показатели уровня притязаний, а y1 показатели самоактуализации, и средние по выборке значения уровня притязаний и самоактуализации.

5.2 Результаты и анализ исследования уровня самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти

5.2.1. Процедура исследования отношения студентов к смерти

по методике «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана

в адаптации Гавриловой Т.А. [22].);

Методика «Метафоры  Личной Смерти» Дж. МакЛеннана (Metaphors of Personal Death – RDFS) позволила оценить уровень предположений о собственной смерти, определить позитивные и негативные образы и метафоры смерти. Мы выяснили, что у 54% респондентов преобладают позитивные метафоры и образы смерти, у 30% - преобладание негативных образов смерти, у 16% опрошенных соотношение положительных и отрицательных образов смерти одинаково. Таким образом, можно заключить, что среди студентов больше преобладают позитивное отношение к смерти (табл. 1, рис. 1).

 

Таблица1

Общая характеристика отношения к смерти по результатам методики МакЛеннана у лиц юношеского возраста

 

№ респондента

Утешающий родитель

Успокаивающий ветерок

Воссоединение семьи

Заслуженный отдых

Новый опыт

Ясное свежее утро

Возвращение домой

Мирный  сад

Больное приключение

Густой  туман

Жрущий  тигр

Молот

Безобразный монстр

Высокая каменная стена

Холодное  одинокое путешествие

Падение со скалы

Черная дыра

Пустое  сумрачное пространство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

1

1

3

2

4

3

3

3

3

4

3

2

2

4

3

1

3

2

Положительных: 23

Отрицательных: 24

2

1

3

5

4

4

2

5

5

3

2

1

2

1

3

1

2

1

1

Положительных: 20

Отрицательных: 27

3

2

1

1

2

2

1

1

1

1

3

4

3

4

2

1

4

5

4

Положительных: 12

Отрицательных: 30

4

1

1

4

4

5

1

3

2

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Положительных: 25

Отрицательных: 32

5

2

3

3

3

4

3

3

4

5

2

2

1

1

1

1

2

3

1

Положительных: 33

Отрицательных: 14

6

1

2

3

2

3

3

5

5

3

2

2

1

1

1

1

2

2

1

Положительных: 27

Отрицательных: 13

7

4

4

4

5

3

4

3

3

4

3

2

1

1

2

2

2

3

3

Положительных: 34

Отрицательных: 16

8

5

3

2

1

2

3

3

2

5

1

2

3

2

1

1

1

1

1

Положительных: 26

Отрицательных: 13

9

1

2

1

1

2

1

1

2

1

2

3

2

4

2

1

4

2

4

Положительных: 12

Отрицательных: 34

10

4

3

3

4

3

3

3

3

3

4

2

1

2

3

3

3

2

2

Положительных: 29

Отрицательных: 22

11

3

2

3

1

5

4

3

3

5

2

1

1

3

3

4

2

2

4

Положительных: 29

Отрицательных: 22

12

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

13

2

1

4

2

4

3

4

2

5

1

1

2

1

2

2

5

2

1

Положительных: 27

Отрицательных: 17

14

3

1

3

5

4

2

1

2

1

4

1

1

2

4

3

1

2

2

Положительных: 22

Отрицательных: 20

15

4

2

2

3

3

4

3

2

3

3

2

2

3

2

4

4

4

1

Положительных: 26

Отрицательных: 25


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

16

3

1

3

4

1

1

2

3

4

1

3

2

2

1

2

3

1

1

Положительных: 22

Отрицательных: 16

17

3

1

1

2

1

1

1

2

1

2

4

2

5

3

2

3

4

4

Положительных: 13

Отрицательных: 29

18

1

1

4

4

5

1

3

2

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Положительных: 25

Отрицательных: 32

19

2

3

3

3

4

3

3

4

5

2

2

1

1

1

1

2

3

1

Положительных: 30

Отрицательных: 14

20

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

21

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

22

1

2

1

2

1

2

1

3

2

1

4

3

4

2

2

4

5

3

Положительных: 15

Отрицательных: 28

23

4

3

3

4

3

3

3

3

3

4

2

1

2

3

3

3

2

2

Положительных: 29

Отрицательных: 22

24

3

2

3

1

5

4

3

3

5

2

1

1

3

3

4

2

2

4

Положительных: 29

Отрицательных: 22

25

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

26

2

1

4

2

4

3

4

2

5

1

1

2

1

2

2

5

2

1

Положительных: 27

Отрицательных: 17

27

3

1

3

5

4

2

1

2

1

4

1

1

2

4

3

1

2

2

Положительных: 22

Отрицательных: 20

28

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

29

1

1

4

4

5

1

3

2

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Положительных: 25

Отрицательных: 32

30

2

3

3

3

4

3

3

4

5

2

2

1

1

1

1

2

3

1

Положительных: 30

Отрицательных: 14

31

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

2

3

4

1

3

3

3

4

Положительных: 14

Отрицательных: 24

32

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

33

2

1

4

2

4

3

4

2

5

1

1

2

1

2

2

5

2

1

Положительных: 27

Отрицательных: 17

34

1

2

1

2

2

1

1

1

 

4

3

3

3

3

2

3

4

4

Положительных: 11

Отрицательных: 29

35

3

2

3

1

5

4

3

3

5

2

1

1

3

3

4

2

2

4

Положительных: 29

Отрицательных: 22

36

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

37

2

1

4

2

4

3

4

2

5

1

1

2

1

2

2

5

2

1

Положительных: 27

Отрицательных: 17

38

3

1

3

5

4

2

1

2

1

4

1

1

2

4

3

1

2

2

Положительных: 22

Отрицательных: 27

39

1

1

4

4

5

1

3

2

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Положительных: 25

Отрицательных: 20

40

1

1

4

4

5

1

3

2

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Положительных: 25

Отрицательных: 32

41

1

2

1

2

2

1

1

1

 

4

3

3

3

3

2

3

4

4

Положительных: 11

Отрицательных: 29

42

1

3

1

1

2

1

1

1

1

5

5

4

5

1

2

5

4

3

Положительных: 12

Отрицательных: 34

43

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

17

44

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

45

5

3

2

1

2

3

3

2

5

1

2

3

2

1

1

1

1

1

Положительных: 26

Отрицательных: 13

46

1

1

3

2

4

3

3

3

3

4

3

2

2

4

3

1

3

2

Положительных: 23

Отрицательных: 24

47

1

1

1

3

1

1

1

2

2

3

4

3

2

4

1

4

4

2

Положительных: 13

Отрицательных: 29

48

3

2

3

1

5

4

3

3

5

2

1

1

3

3

4

2

2

4

Положительных: 24

Отрицательных: 22

49

2

1

3

3

4

2

5

4

4

2

1

1

1

3

1

4

3

1

Положительных: 28

Отрицательных: 17

50

4

3

3

4

3

3

3

3

3

4

2

1

2

3

3

3

2

2

Положительных: 27

Отрицательных: 22

 

Ма

Положительных:

Отрицательных:

 

2.2

1.66

2.84

2.78

3.5

2.26

3.08

2.78

3.44

2.56

2.1

1,9

2,22

2,68

2,18

3,02

2,72

2

 

Общая

 

Положительные метафоры смерти

Отрицательные метафоры смерти

 

2,73

2,38


 

 

Рис. 1. Отношение к смерти у всей выборки юношеского возраста

по результатам методики МакЛеннана

5.2.2. Процедура исследования самоактуализации по методике САТ

Следующей задачей исследования было изучение характера самоактуализации у студентов. Самоактуализация –  это внутренняя активность человека, целью которой является выявление  потенциальных возможностей, ценностей и смыслов. Личность является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, приобретая новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности самоактуализации (Л.И.Божович, И.Головаха, И.С. Кон, Я.К. Макарова и др.).

В качестве критериев  самоактуализации студентов можно  выделить: осмысленность жизни, признание  главными в ней ценности роста  и развития; позитивное восприятие себя, других, выбранной профессии, рассмотрение её как возможности реализовать собственные интересы, задатки, ценности; креативность; открытость к жизни и готовность учиться.

Для исследования характера самоактуализации у студентов мы использовали адаптированный к России тест POI Эверетта Шострома - Самоактуализационный тест САТ (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., М.В.Латинская). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал.

При разработке теста  САТ не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55–70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40–45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

Результаты исследования самоактуализации у студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты  исследования самоактуализации у студентов, n=50

Шкалы

Уровень

высокий

средний

низкий

кол-во чел

%

кол-во чел

%

кол-во чел

%

Ориентации во времени (ОВ)

5

10

25

50

20

40

Поддержки (Под)

6

12

28

56

16

32

Ценностной ориентации (ЦО)

8

16

24

48

20

40

Гибкости поведения (Г)

7

14

12

24

28

60

Сензитивности (Сз)

6

12

12

24

32

64

Спонтанности (Сп)

5

10

29

58

16

32

Самоуважения (Су)

28

56

15

30

7

14

Самопринятия (Спр)

6

12

29

58

15

30

Представлений о природе  человека (П)

25

50

20

40

5

10

Синергии (Си)

5

10

31

62

14

28

Принятия агрессии (Аг)

6

12

26

52

18

36

Контактности (Ко)

5

10

20

40

25

50

Познавательных потребностей (Пп)

4

8

15

30

32

62

Креативности (Кр)

6

12

29

58

15

30

Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти