Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием старшеклассника и выявить направления развития.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностическая программа исследования------------------------------------15
2.2 Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22
2.3 Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31
Список используемых источников---------------------------------33
ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология самооценка испр.docx

— 103.12 Кб (Скачать файл)

Связано появление новых  форм поведения подростка с особенностями  его возрастного развития, с конкретными  условиями и обстоятельствами его  жизни. А также подростки становятся трудными из-за того, что "изменение  педагогической системы, применяемой  к ребенку, не поспевает за изменениями  его личности". Опыт показывает: если взрослые учитывают эти перемены, никаких особых конфликтов между  ними и подростком не возникает.

Многое в поведении  подростка объясняется спецификой смены в этом возрасте типов ведущей  деятельности. В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится "потесниться". Однако при нормальном, благополучном развитии подростка оно не понесет существенного  урона; при сформированной учебной  деятельности мотивация учения не снижается, общение не вступает с ней в  конфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов между подростком и взрослыми по поводу школьных дел.

Если же учебная деятельность - по тем или иным причинам - в младшем  школьном возрасте не сформировалась, если ребенок не научился учиться: у  него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, - происходит как бы столкновение, "наложение" разнонаправленных требований и  тенденций. Взаимоотношения подростка  с окружающими - сверстниками и взрослыми - расширяются и усложняются. Коллектив  сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень  чутким к мнению сверстников о  себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется  завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого  оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный "внутренний отход" от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед  взрослым, - максимально развитая и  в то же время очень тактичная  помощь подростку в учебе, в овладении  навыками самостоятельной работы.

Развитие самосознания подростка  связано с острой потребностью найти  ответы на главные для него вопросы: "Кто я?", "Каков я?", "Что  я могу?" Он сравнивает себя со взрослыми и с товарищами. Познание другого человека опережает самого себя. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценки.

Чрезвычайно важным для развития подростка становится общение со сверстниками, ведь ровесник - человек, обладающий теми же правами и теми же возможностями, что и ты сам.      Самооценка подростка формируется  под влиянием двух разнонаправленных  тенденций: с одной стороны, действует  желание быть похожим на своих  друзей, "делать всё, как все"; с  другой стремление к самовыражению, желание "иметь своё лицо", быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить.

Взрослым следует также  помнить, что если у подростка  не складываются отношения с товарищами в классе, он начинает искать новые  сферы общения, новых друзей за пределами  школы и в связи с этим очень  часто попадает в самые неблагоприятные  обстоятельства. Очень важно подростку  найти свое место в коллективе класса.

Разобраться в себе, в  своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма и весьма сложная задача и для  взрослого. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка  еще так мал! Именно потому так  часты "издержки" самооценки. У  одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

Вот тут и нужна подростку  помощь взрослого. Именно взрослый может  показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится "обнародовать" это. Его противоречивость очень  хорошо выразил знаменитый педагог  В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал  внутренний монолог подростка. "Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками  присмотра и недоверия, не напоминайте  и словом о моей колыбели. Я самостоятельный  человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это  цель моей жизни. Я вижу, думаю о  ней, хочу достичь ее, но взойти на эту  вершину хочу самостоятельно. Я уже  поднимаюсь, делаю первые шаги; и  чем выше ступает моя нога, тем  более широкий горизонт открывается  мне, тем больше вижу я людей, тем  больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины". Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы - самое главное - он захотел откровенно обо всем сказать.

Самооценка подростка, как  уже отмечалось, формируется в  процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, "не укрепились" те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого - своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.

Взрослый друг крайне необходим  подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени  определяет характер отношений подростка  со взрослыми, его доверие к ним.

Если в семье преобладают  отношения взаимного уважения и  доверия, родители имеют возможность  более прямо влиять и на отношения  подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая  его, родители смогут направлять эти  отношения. Важно научить его  разбираться в людях, в мотивах  их действий, видеть причины и следствия  своих собственных поступков, научить  оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого  человека.

Родителям необходимо помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них  разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В  мире своих друзей он находит образцы  для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает  социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Диагностическая  программа исследования

Исследование проводилось  на базе общеобразовательной средней  школы № 25 (г. Тула, ул. Калинина). Данная работа проводилась по запросу психолога, работающего в этой школе. В исследовании принимали участие школьники 10-11-х  классов. Исследование проводилось  в два этапа. На первом этапе была проведена диагностическая работа среди учащихся 10-11-х классов. В  ней приняло участие 85 человек.

  Чтобы выявить подростков с низким уровнем самооценки были проведены диагностические методики, после чего с выбранной группой школьников проводилась коррекционная работа.

  Занятия предлагаемого цикла допускается проводить с подростками 16-17 лет, с регулярностью до трех раз в неделю, длительностью 1,5 часа в форме группового тренинга.

 Каждая встреча начинается  и заканчивается рефлексией, во  время которой участники рассказывают  о своем состоянии, о своих  чувствах и переживаниях до  и после проведенного занятия.  В период основного этапа объявляется  тема и цель данной встречи,  и переходят к основному этапу  работы.

 В каждой встрече  кроме основного этапа, предлагается  разминка для снятия усталости,  напряжения или включения в  работу. В конце каждого занятия  так же проводится рефлексия,  где основными вопросами являются  вопросы о том, что понравилось,  что не понравилось, что узнали  нового.

  Участие, которое подростки принимают в подобного рода занятиях необходимо прежде всего потому, что повышение самооценки непосредственно связано с коммуникабельностью и взаимодействием с другими членами группы. Т.к. это взаимодействие неразрывно связано с познанием своих слабых и сильных сторон в процессе общения с другими людьми, с осознанием себя как личности и индивидуальности.

Цель: разработка коррекционной  программы, направленной на формирование адекватной самооценки подростка.

Объект: самооценка подростка.

Предмет: влияние СПТ на самооценку.

Задачи: 1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

2. Приобретение навыка  формирования активной жизненной  позиции. 

3. Возможность осознания  ценности собственной личности.

4. Получение возможности  усиления позитивного отношения  к себе.

Гипотеза: предполагаем, что  существует возможность формирования адекватной самооценки, после проведения коррекционной программы.

 Методы, используемые  в коррекционной работе:

1.           сказкотерапия; прием - сочинение сказок, переписывание сказок.

2.           арттерапия; прием - свободное рисование

3.           игротерапия

2. Изучение взаимосвязи  между самооценкой и успеваемостью  учащихся. Описание процедуры исследования 

 Для изучения самооценки использовались следующие методики:

1.Опросник определения  уровня самооценки с помощью  процедуры ранжирования С.А. Будасси.

 В основе исследования  самооценки этой методики лежит  способ ранжирования. Процедура  исследования включает две серии.  Материалом, с которым работают  испытуемые, является напечатанный  на специальном бланке список  слов, характеризующих отдельные  качества личности. Каждый испытуемый  получает такой бланк в начале  исследования.

 Задача первой серии:  выявить представление человека  о качествах своего идеала, то  есть "Я" идеальное. Для этого  слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить  в порядке предпочтения.

 Задача второй серии:  выявить представление человека  о своих собственных качествах,  то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого  просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

2. Диагностика самооценки  психических состояний (по Г.  Айзенку)

 Материалом, с которым  работают испытуемые, является напечатанный  бланк, состоящий из 40 вопросов (описание  различных психических состояний). При этом, каждый вопрос имеет три варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать тот, который наиболее ему подходит. Методика позволяет определить уровни тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности личности.

3. Исследование самооценки  по методике Дембо - Рубинштейн.

 Методика предложена  С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования  самооценки. В ней использован  прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления, обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характеристики какого - либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда испытуемому предлагают набор определений (уверенный - робкий, здоровый - больной) и просят обозначить свое состояние. В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

  Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки испытуемого по шкалам здоровья, умственного развития, характера.

  Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально - психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

 Для изучения успеваемости  учащихся была проанализирована  школьная документация, а также  проведена беседа с учителями  данных учащихся.

Информация о работе Особенности самооценки в старшем школьном возрасте