Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием старшеклассника и выявить направления развития.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностическая программа исследования------------------------------------15
2.2 Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22
2.3 Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31
Список используемых источников---------------------------------33
ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология самооценка испр.docx

— 103.12 Кб (Скачать файл)

  На втором этапе исследования была сформирована группа подростков, нуждающихся в коррекционной работе.

 Анализ результатов  исследования представлен далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2    Анализ  результатов исследования

Среди учащихся 10-11-х классов  было проведено исследование самооценки. Из опрошенных 85 человек выявлено три  группы с разным уровнем самооценки: с высокой самооценкой 17 человек, со средней - 40, с низкой - 28, что составляет 20%, 47% и 32% соответственно. Результаты приведены в таблице №1.

 Уровень самооценки  учащихся.

 Таблица №1

Для отслеживания успеваемости были взяты группы с низкой и высокой  самооценкой. После проведения исследования учащиеся были разделены на группы, соответственно их успеваемости следующим образом: группа «А», куда вошли учащиеся с одной - двумя четверками, группа «В», в нее вошли дети, которые учатся на «4» и «5», группа «С» - учащиеся с одной - двумя «3» и группа «D» - учащиеся на «3» и «4». Данные приведены в таблице № 2.

Группы учащихся, определившиеся после проведения изучения успеваемости

 Таблица № 2.

Соотнося данные самооценки у успеваемости учащихся, мы получили следующие результаты. Группу «А»  составили учащиеся с высокой  самооценкой - 5%, группу «В» - 41% учащихся с низкой, и 67% учащихся с высокой  самооценкой, группу «С» - 23, 5 % с низкой и 11% с высокой самооценкой и  группу «D» -35,5% с низкой и 17% учащихся с высокой самооценкой. Результаты даны в таблице №3

Соотношение самооценки и  успеваемости учащихся по группам 

 Таблица №3

Как видно из вышеизложенного  материала, число учащихся с низкой самооценкой, входящих в группу «С»  и «D» составляет соответственно 23,5% и 35,5%. У учащихся с высокой  самооценкой - эти же группы составляют 11% и 17% соответственно. Это наглядно демонстрирует, что у детей с  низкой самооценкой ниже уровень  успеваемости (график Приложение 1).

 Группа детей с низкой  самооценкой была разделена на 2 подгруппы (экспериментальную и  контрольную) по 17 человек. 

 В экспериментальную  группу вошли учащиеся со следующей  успеваемостью: 41% учащихся составили  группу «В», 23,5 % учащихся -группу «С» и 35,5% учащихся из группы «D». Данные приведены в таблице №4.

Экспериментальная группа учащихся, созданная для проведения работы по повышению самооценки.

 Таблица № 4

В контрольную группу вошло  такое же количество учащихся с аналогичными результатами.

 С экспериментальной  группой была проведена коррекционная  работа, направленная на повышение  самооценки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации  по развитию с/о

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым  важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная  ячейка общества, влияние которой  ребенок испытывает раньше всего, когда  он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род  занятий, материальный уровень, образование  родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое  дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается  с возрастом, преломляясь в структуре  личности.

  Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

  Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

  Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально. Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта не возможно.

Таким образом, главнейшим фактором, влияющим на самооценку, был и остается фактор семьи, правильного воспитания. Рекомендацией по развитию самооценки является создание оптимальной модели взаимоотношений в семье без  излишней авторитарности и отстраненности.

Но ошибочно думать, что  только родители в лице взрослых имеют влияние на самооценку старшеклассника, это не так. Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями.

 Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьёзного к себе отношения. Родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя таким же учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я».

Таким образом, рекомендацией  по развитию самооценки является участливое, чуткое, справедливое, мудрое отношение  учителей, старших наставников с  применением индивидуального подхода, в зависимости от психологических  особенностей характера старшеклассника.

Также на развитие самооценки может повлиять непосредственно  специалист в лице психолога, который  с помощью различных техник (тестов, личного контакта) выявит слабые стороны  в самооценке и даст рекомендации к их коррекции.

Зачастую только специалист с соответствующим опытом, набором  знаний и пр. может помочь в коррекции  самооценки в правильном эффективном  направлении. Происходит это, потому что  родители, учителя далеко не всегда могут уделять столько времени  на решение подобных проблем, а главное  очень часто они просто не обладают соответствующими знаниями как помочь подростку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенных  исследований можно сделать следующие  выводы:

    1. самооценка личности, как способ ее развития представляет собой оценку человека самого себя, выявление типа оценки человека самого себя (завышенная, заниженная, адекватная) и применение способов корректировки оценки самим человеком, окружающими людьми (похвала, критика и пр.) и специалистами. Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки;
    2. понятие самооценка и самосознание относятся друг к другу как частное к целому т.к. самооценка является частью самосознания и по мере гармоничного формирования самосознания происходит и гармонизация самооценки в целом и наоборот по мере повышения либо понижения самооценки индивида искажается самосознание в целом;
    3. В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. В этот момент главное помочь подростку разобраться в себе, в окружающем мире, научить оценивать себя и свои возможности адекватно и сделать это могут, прежде всего, учителя, родители, психологи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Аверин, В. А. Психология  детей и подростков / В. А. Аверин. -СПб., 2008.-379 с.

2. Агапов, В. С. Развитие  позитивной самооценки в структуре  Я-концепции современных подростков : монография / В. С. Агапов, С. А. Ку-ненков. М.: МААН; МОСУ, 2004. - 134 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2009.

4. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические  особенности школьников / К. М.  Гуревич. М.: Знание, 2010. - 80 с.

5. Дубровина, И. В. Школьная  психологическая служба: вопросы  теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 2009. - 230 с.

6. Захарова, А. В. Психология  обучения старшеклассников / А. В.  Захарова. М.: Знание, 2009. - 64 с.

7. Кайгородов, Б. В. Психологические условия социального становления и развития личности растущего человека : методические рекомендации / Б. В. Кайгородов. Астрахань, 2010. - 20 с.;

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. - М.:Академия,2009.;

9. Орлов А.Б. Психология  личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебное  пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008.;

10. Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2008.;

11. Рождерс К. Теория личности. - Киев: PSYLIB, 2010.;

12. Столин В.В. Самосознание личности - М.: МГУ, 1983.;

13. Спиркин, А. Г. Сознание  и самосознание / А. Г. Спиркин.  М. : Политиздат, 1972. - 303 с.;

14. Старикова, А. Е. Социально-психологическая  адаптация личности и успешность  обучения учащихся средних классов  современной общеобразовательной  школы / А. Е. Старикова. СПб., 2003. - 48 с.;

15. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М., 1983.286 с.

 

                                                                                                          Приложение

самооценка

успеваемость

 

Из графика видна прямая зависимость самооценки и успеваемости. Чем больше самооценка, тем выше  успеваемость ученика.




Информация о работе Особенности самооценки в старшем школьном возрасте