Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У АКУЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
Выводы
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время проблема личности и ее развития является одной из актуальных проблем в психологии. В общей структуре личности важное место занимает самосознание.
Психическое развитие подростка неразрывно связано именно с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточного сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи, педагоги, философы: Кон И.А., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Столин В.В., Реан А.А., Бордовская Н.В., Чеснокова И.И. и др.
На современном уровне развития науки определены функции самосознания, выделена его структура, исследуется возникновения, формирование и взаимодействие разных его структурных компонентов. Но далеко не все еще известно, не всегда удается выявить внутренние механизмы становления и функционирования различных процессов, обеспечивающих работу самосознания, закономерности регуляции поведения человека на основе самосознания.
Важнейшим компонентом самосознания
является самооценка. Основанное на результатах
процесса самопознания, она выражает
также и отношение личности к
самой себе, является основой для
регуляции ею своего поведения. Изучению
этого вопроса посвящено
Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» .
Гораздо более распространенной
точкой зрения является представление
о том, что различные сферы и особенности
личности, которые могут выступать в качестве
объектов самооценок, неравнозначны, и
самооценки играют тем большую роль, чем
более значимым является оцениваемый
аспект. Истоки данных представлений исторически
лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что
неуспех в малозначимых сферах мало влияет
на общую самооценку.
Важность проблемы
самосознания и, в частности, образа «Я»,
самооценки и уровня притязаний переоценить
трудно. Знание особенностей образования
этих структур и возможность влияния на
формирование необходимо педагогу. Это
поможет лучше понимать при необходимости
квалифицированно помогать ребенку, если
у него возникнут какие-либо проблемы.
УКАЗАТЬ ПРОБЛЕМУ И ПРОТИВОРЕЧИЕ!!!
Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: самооценка акцентуированных подростков.
Гипотеза исследования: в силу психологических особенностей рассматриваемого возраста у большинства подростков проявляется акцентуация характера и неадекватная самооценка личности. Существуют значимые различия по типам акцентуации характера между подростками с различным уровнем самооценки личности. Акцентуированные черты характера подростков влияют на уровень личностной самооценки.
Базой экспериментального исследования стала Средняя общеобразовательная школа № 4 города Качканар. Экспериментальную выборку составили учащиеся 9а-9б класса в количестве 33 человека мужского и женского пола в возрасте 15- 17 лет.
Методы:
Теоретическая значимость работы: исследования заключается в обобщении материалов по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков. Рассмотрены подходы к проблеме самооценки у акцентуированных подростков в психологической литературе. Выявлены особенности разных типов характера. Изучены особенности самооценки подростков.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности, в обучающих семинарах психологов.
Психическое развитие ребенка
неразрывно связано с формированием
его самосознания. Этот вопрос достаточно
сложный и многогранный, его изучением
занимались многие психологи на протяжении
длительного времени.
В психологической
науке самосознание характеризу
По мнению Выготского Л.С.,
самосознание – это социальное сознание,
перенесенное внутрь. Сознание означает
совместное знание. Это знание в системе
отношений. А самосознание – это общественное
знание, перенесенное во внутренний план мышления.
Образ «Я» —
это не просто представление или понятие
личности о самой себе, а социальная установка, отношение
личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;
3) поведенческий —особенности
Степень
правильности образа «Я» выясняется при
изучении одного из важнейших его аспектов
— самооценки личности, т.е. оценки личностью
самой себя, своих возможностей, качеств
и места среди других людей. Это наиболее
существенная сторона
Самооценка — непременный спутник нашего
«Я». Она проявляется не столько в том,
что человек думает или говорит о себе,
сколько в его отношении к достижениям
других. С помощью самооценки происходит
регуляция поведения личности.
Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности ( А.Г. Спиркин).
Самооценка - «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке (Т.А. Рытченко).
Самооценка – это оценка личностью самой
себя, своих возможностей, способностей,
качеств и места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.
Самооценка отражает особенности осознания
человеком своих поступков и действий,
их мотивов и целей, умение увидеть и оценить
свои возможности способности.
Самооценка имеет
ряд измерений: она может быть правильной
или ложной, относительно высокой или
низкой, устойчивой или неустойчивой.
Отличительной чертой зрелой самооценки
является дифференцированная самооценка:
человек четко осознаёт и выделяет те
сферы жизни, те области деятельности,
в которых он силен, может достигнуть высоких
результатов, преодолеть значительные
трудности, и те, где возможности его заурядны.
На начальных этапах
развития ребенок оценивает преимущественно
свои физические качества и возможности
(«Я большой», «Я сильный»), затем начинают
осознаваться и оцениваться практические
умения, поступки, моральные качества.
Самооценка начинает выступать в качестве
важнейшего регулятора поведения человека,
его активности в учении, труде, общении,
самовоспитании.
Самосознание и самооценка
проявляются и формируются в деятельности,
под непосредственным воздействием социальных
факторов – в первую очередь – общения ребенка с окружающими.
Формирование
самооценки связано с активными действиями
ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем.
Игра, занятия, общение постоянно обращают
его внимание на самого себя, ставят его
в ситуацию, когда он должен как-то отнестись
к себе - оценить свои умения что-то делать,
подчиняться определенным требованиям
и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние
на формирование
самооценки оказывают два фактора: отношение
окружающих и осознание самим ребенком
особенностей своей деятельности, ее хода и
Реан А.А., Бордовская
Н.В. и др. подчеркивают, что самооценка
представляет собой центральное образование
личности. Она в значительной степени
определяет социальную адаптацию личности,
является регулятором ее поведения и деятельности.
Самооценка не есть нечто данное, изначально
присущее личности. Само формирование
самооценки происходит в процессе деятельности
и межличностного взаимодействия.
Социум в значительной
степени влияет на формирование самооценки
личности. Отношение человека к самому
себе является наиболее поздним образованием
в системе отношений человека
к миру. Но, несмотря на это, в структуре
отношений личности самооценке принадлежит
особое место. [3,с.359]
Виды самооценки:
Адекватная самооценка самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие.
Иногда родители
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Функции самооценки:
Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков