Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Самооценка выполняет регулятор
Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. Некоторые исследователи выделяют третий компонент—поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух.
В каждом возрастном
периоде на формирование самооценки преимущественно
влияет та деятельность, которая в этом
возрасте является ведущей. В младшем
школьном возрасте ведущей является учебная
деятельность; именно от ее хода и зависит
в решающей степени формирование самооценки
ребенка, она прямо связана с его успеваемостью,
успехами в учении. Причем психологические
исследования показывают, что самооценка
младших школьников еще далеко не самостоятельна,
над ней довлеют оценки окружающих, прежде
всего оценки учителя. У хороших учеников
формируется, как правило, высокая, часто
завышенная самооценка, у слабых - низкая,
преимущественно заниженная.
У слабых учеников постепенно
начинает развиваться неуверенность
в себе, тревожность, робость, они
плохо чувствуют себя среди одноклассников,
настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает
складываться, в связи с высокой
самооценкой, у сильных учеников.
Их отличает уверенность в себе,
нередко переходящая в
И недооценка, и переоценка своих сил и
возможностей - явление далеко не безобидное
для школьника. Привычка к определенному
положению в классном коллективе – «слабого»,
«среднего» или «сильного», задающего
тон в учебе, - постепенно накладывает
отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Все отношения детей также
начинают складываться под влиянием
этого, уже «узаконенного» деления
класса по результатам учебной
В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер.
Познавая себя в постоянном
сравнении с другими людьми, он
начинает активно выделять и усваивать
нормы и эталоны
Многие психологи
отмечают, что самооценка является довольно
поздним образованием, и начало ее реального
действия нередко датируется лишь подростковым
возрастом. Исследователи единодушны
в описаниях особенностей самооценки
детей этого возраста, отмечая ее ситуативность,
неустойчивость, подверженность внешним
воздействиям в младшем подростковом
возрасте и большую устойчивость, многосторонность
охвата различных сфер жизнедеятельности
в старшем подростковом возрасте.
Рубинштейн С.Л., характеризуя
процесс развития самосознания у подростков,
проводит его через ряд ступеней – от
наивного неведения в отношении себя к
все более определенной и иногда резко
колеблющейся самооценке. В процессе развития
самосознания центр внимания подростков
все более переносится от внешней стороны
личности к ее внутренней стороне, от более
или менее случайных черт – к характеру
в целом. С этим связаны осознание – иногда
преувеличенное – своего своеобразия
и переход к духовным, идеологическим
масштабам самооценки. В результате человек
самоопределяется как личность на более высоком уровне.[5,
с.105]
Многие исследователи отмечают постепенное
увеличение адекватности самооценки в
подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет
это тем, что подростки оценивают себя
ниже по тем показателям, которые представляются
им самим важными, и это снижение указывает
на их больший реализм, в то время как детям
свойственно завышать оценку собственных качеств.
Наиболее очевидны
изменения в содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно
в этот период, достаточно краткий по своей
продолжительности, наблюдается резкий
переход от фрагментарного и недостаточно
четкого видения себя к относительно полной,
всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество
качеств, которые осознает в себе старший
подросток, в два раза больше, чем у младших
школьников. Старшеклассники при оценке
себя уже способны охватить почти все
стороны собственной личности – их самооценка
становится все более обобщенной.
Кроме того, совершенствуются
и их суждения относительно своих
недостатков. Подростки раскрывают
себя в категориях, отражающих их учебную
деятельность, любимые занятия, интересы,
увлечения. Они ориентированы на
идеальную самооценку, но разрыв между
их реальной и идеальной самооценкой
для многих из них не является травмирующим.
В содержании самооценки подростков превалируют
основные моральные черты – доброта, честность,
справедливость.
Довольно высокий уровень
самокритичности подростков позволяет
им признавать в себе много отрицательных
качеств и осознавать необходимость от них
избавиться.
У подростков оценочные
суждения, определяемые собственным идеалом,
направлены на нахождение ответа на вопрос,
каков он в глазах окружающих, насколько
он отличается от них и насколько он близок
к своему идеалу. Позже самооценочные
суждения молодых людей
определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [3, с.361]
В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования [6, c.124].
Представление о личности
в узком смысле было уже разобрано
в начале предыдущей лекции. Более
специальное понимание
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности ( Ю. Банзен).
Акцентуации характера - это
крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера
Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими.
Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют.
Положительно коррелирующие черты - это те,которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию.
Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.
Однако отрицательная и
Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.
Типология характеров
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.
Соответственно под типом
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных Научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен
сильно развитый скелет и
3. Пикнический тип отличается
сильно развитыми внутренними
полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при
слаборазвитых мышцах и опорно-
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.
Исторически первыми, получившими
широкое распространение на протяжении
многих столетий, являются типологии
характера, в основе которых лежит
учение о темпераментах, соединяющее
в своих основах
Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков