Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
А. Е. Личко,выделяет следующие акцентуации характера:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.
При хороших общих способностях
они обнаруживают неусидчивость, недостаточную
дисциплинированность, учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее,
приподнятое. Со взрослыми – родителями
и педагогами – у них нередко возникают
конфликты. Такие подростки имеют много
увлечений, как правило, поверхностных
и мимолетных.
2. Циклоидный тип. Характеризуется
повышенной раздражительностью и склонностью
к апатии. Подростки данного типа предпочитают
находиться дома одни, вместо того, чтобы
где-то бывать со сверстниками. Они тяжело
переживают даже незначительные неприятности,
на замечания реагируют крайне раздражительно.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд.
Все они «способны погрузиться
в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач».
4. Астеноневротический тип.
Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью
и раздражительностью. Особенно часто
утомляемость проявляется при выполнении
трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна
повышенная чувствительность ко всему:
к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших
компаний, слишком азартных, подвижных
озорных игр. Они обычно застенчивы и робки
при посторонних людях и потому часто
производят впечатление замкнутости.
Открыты и общительны они
бывают только с теми, кто им
хорошо знаком. Предпочитают общаться
с малышами и взрослыми. В
юношеском возрасте у таких
подростков могут возникать
6. Психастенический тип. Такие
подростки характеризуются ускоренным
и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям рассуждениям,
к самоанализу и оценкам поведения других
людей. Такие подростки, однако, нередко
бывают больше ценны на словах, а не на деле.
7. Шизоидный
тип. Наиболее существенная черта
этого типа – замкнутость. Эти подростки
не очень тянутся к сверстникам, предпочитают
быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие
к окружающим людям, отсутствие интереса
к ним, плохо понимают состояния других
людей, их переживания, не умеют сочувствовать.
Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особыми
увлечениями. Во внешних проявлениях
своих чувств они достаточно сдержаны,
не всегда понятны для окружающих,
прежде всего, для своих сверстников,
которые их, как правило, не очень
любят[7, с. 135.].
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки
часто плачут, изводят окружающих, особенно
в раннем детстве. Такие дети, пишет А.
Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными.
В детских компаниях они ведут себя как
диктаторы. Их типичные черты – жестокость,
властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют,
такие подростки устанавливают
свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в
таких группах держится в основном
на добровольной покорности других детей
или на страхе. В условиях жесткого
дисциплинарного режима они чувствуют
себя нередко на высоте, стараются
угождать начальству, добиваться определенных
преимуществ перед
9. Истероидный тип. Главная черта этого
типа – эгоцентризм, жажда постоянного
внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность
к театральности, позерству, рисовке. Такие
дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища,
когда другим уделяют больше внимания,
чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все».
Классификация психопатий по П. Б. Ганнушкину:
1. Возбудимая психопатия эта форма психопатии отличается бурными аффективными проявлениями раздражения, недовольства и гнева в ситуациях, которые не отвечают интересам больного, или в случаях, когда ему может казаться, что ущемляют его права и т. д.
Вне обстоятельств, эмоционально значимых
для больного, его аффективные
реакции могут быть вполне адекватны.
Поведение и действия протекают
в вышеназванных условиях без
достаточной логической оценки, без
учета возможных их последствий.
Порой они могут быть почти
импульсивными. Лица с такой формой
психопатии легко вступают в конфликты
с окружающими и нередко
В связи с этим у них часто
возникают напряженные
2. Шизоидная психопатия ица с шизоидной психопатией отличаются необщительностью, замкнутостью, крайне трудно вступают в контакт с окружающими. В детстве они любят играть в одиночестве в тихие и спокойные игры, чаще всего дома, никогда не делятся своими переживаниями с родителями, со сверстниками не могут найти общего языка. В дальнейшем в силу обстоятельств заводят с окружающими дружеские отношения, но контакт всегда формальный.
В зависимости от
В профессиональных
3. Психастеническая психопатия ядром психастенической личности является тревожность и неуверенность в себе. С детства у таких лиц отмечается застенчивость, повышенная впечатлительность, постоянная боязнь сделать что-нибудь не так. Будучи взрослыми, они постоянно во всем сомневаются, не уверены в себе, в своих делах, в правильности своего поведения, нерешительны в общении с окружающими.
Взаимоотношения с другими людьми для них представляют порой большую сложность. Им несвойственны порывы, спонтанные побуждения. Прежде чем сделать какой-либо шаг, они мучительно долго оценивают его, сомневаются в его целесообразности.
4. Психопатии неустойчивые больные с неустойчивой психопатией отличаются недоразвитием волевых качеств, повышенной внушаемостью, отсутствием серьезных жизненных установок. Они живут одним днем, никогда не доводят начатое дело до конца. При постоянной стимуляции и контроле за их поведением со стороны им удается частично компенсироваться, как-то приспосабливаться в жизни.
Будучи предоставлены самим
себе, они ведут праздный образ
жизни, легко вовлекаются в
5. Астеническая психопатия больные оценивают себя как беспомощных, некомпетентных, невыносливых. Им присущ страх быть покинутыми. Они не переносят одиночества чувствуют беззащитными. Ответственность за несчастья переносят на других.
Настроение неустойчивое, с преобладанием пессимистических реакций , слезливости. Плохо переносят умственное и физическое напряжение, шум , яркий свет и др. раздражители. Легко ранимы, чувствительны к обидам. В сложных ситуациях занимают пассивно- оборонительное положение.
6. Сенситивная психопатия характерно постоянное чувство внутреннего напряжения и тревоги; застенчивости и чувство собственной неполноценности; неуверенности в себе; постоянными попытками понравиться и быть принятым другими; повышенной чувствительности к критике; склонность отказываться вступать во взаимоотношения, ограниченный круг личных связей; ограниченный образ жизни.
Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности - две главные черты. Замкнутость у них чисто внешняя, с теми к кому привыкли и кому доверяют, они достаточно общительны. Невыносимой становится обстановка, в которой они становятся предметом недоброжелательного внимания окружающих, когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Склонны к депрессивным состояниям, в котором тайком могут подготавливать самоубийство.
7. Истерическая психопатия характерно склонность к самодраматизации, театральность поведения, гиперэмоцианальности, внушаемости и сомовнушаемости, легкой податливости влиянию других; поверхностной и лабильной аффективности; эгоцентричности со стремлением себе все прощать и не считаться с интересами других; постоянном желании быть оцененным и легкой уязвимости; жажде ситуаций, где можно быть в центре внимания.
Среди перечисленных черт наиболее постоянной является постоянное желание быть в центре событий, демонстративность, претенциозность.
Истерические психопаты
8. Эпилептоидная психопатия кроме эксплозивности, периодически возникает состояние дисфории. Дисфории длятся от нескольких часов до нескольких дней. Аффективным бурным реакциям предшествует постепенное закипание сначала подавляемого раздражения.
В аффекте во время драк
звереют - способны нанести тяжкие
повреждения. Иногда
Суициды могут быть как демонстративными, так и во время дисфории с действительным желанием покончить с собой.
Характерно является общая психическая ригидность: обстоятельность мышления, утрированные аккуратность и педантизм, гипертрофированная обязанность и исполнительность, мелочность, придирчивость, злопамятность. C подчиненными и домашними бывают жестокими тиранами.
9. Паранойяльная психопатия характеризуется чрезмерной чувственностью больных к неудовлетворению своих притязаний; злопамятность, подозрительность и стремление искажать нейтральные или дружеские действия других, представляя их как зловредные и проявление пренебрежения; воинственное, сопровождающееся угрозами отстаивания своих прав в каждой ситуации; склонность к патологической ревности; чрезмерной самоуверенностью, ощущением собственной важности; бредом отношения.
Важнейшими чертами этого типа являются бред величия и бред изобретательности. Они всегда претендуют на исключительное положение. Не получая признаний своих выдающихся качеств и деяний, озлобляются, всюду видят врагов и завистников. Начинают изощренно преследовать своих мнимых врагов, считая, что те преследуют их «преследуемые преследователи [8, c.124].
Выводы
Акцентуации характера могут проявляться
с раннего возраста, но в подростковом
возрасте их проявления обычно усиливаются.
Большинство акцентуаций
Если психические воздействия не затрагивают этих мест, если ситуации не предъявляют повышенных требований в этом отношении, то личность обычно реагирует адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации. И, наоборот, акцентуации характера, которые проявляют повышенную устойчивость в отношении неблагоприятных условий, специфичную для каждого из типов акцентуаций, демонстрируют нам картину дезадаптации подростков в референтной группе. Знание уязвимых мест позволяет избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, при воспитании детей, в процессе учебной деятельности и т.д.
Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков