Особенности социально – психологических установок у женщин руководителей педагогическими коллективами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является эмпирическое изучение социально – психологических установок женщин, занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
Для осуществления поставленной цели были выведены следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии.
Выявить и описать теоретические аспекты влияния гендерных особенностей руководителя на процесс управления.
Подобрать необходимый диагностический инструментарий, провести исследование и проанализировать полученные эмпирические данные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. Психологические особенности личности руководителя педагогическим коллективом…………………………………………………6
1.1. Роль личности руководителя в управлении педагогическим коллективом
1.2. Стили руководства………………………………………………………16
1.3. Влияние гендерных особенностей при восприятии руководителя его подчиненными …………………………….…………………………………23
Выводы по первому разделу…………………………………………………28
Раздел 2. Эмпирическое изучение особенностей социально психологических установок женщин-руководителей в педагогических коллективах………………..…………………………………………………30
2.1. Описание и обоснование методов исследования …………………..…30
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………37
Выводы по второму разделу………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемых источников…………………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Лысенко курсовая вся последняя.docx

— 82.89 Кб (Скачать файл)

Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как  заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.[12]

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.[6]

Более поздние  исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.[14]

К специфическим  способностям личности можно отнести  специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо  доказывать и приводить примеры  на конкретных личностях, насколько  важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.[7]

Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим  каждую из этих характеристик в отдельности.

Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

Эмоциональная уравновешенность и  стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами.

Эмоциональная неуравновешенность может подрывать  имидж руководителя в глазах деловых  партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание  их способны обернуться неприятными  для личности последствиями - неврозами  и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической  болезни или язвенной болезни  желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий  физическими упражнениями, общение  с друзьями и близкими людьми, увлечение  всевозможными хобби. В Японии для  эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.

Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и  предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.

Ответственность и надежность в  исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную  ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.

Общительность. По результатам научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.[16]

Установлено, что социально-психологическая  динамика в структуре ценностей  личности руководителей отражает следующие  феномены:

1) преимущественная ориентация  на экономические ценности, ярко  выраженная материальная заинтересованность  становятся ведущими в структуре  ценностей личности;

2) формирование индивидуалистической  направленности через развитие  личной заинтересованности;

3) появление новых социально-психологических  типов руководителей, постепенно  порождающих и новые социальные группы:

-повышение значимости экономических  ценностей в структуре ценностных  ориентаций руководителей; 

-повышение  социальной чувствительности членов  трудовых коллективов к финансовым  доходам своих руководителей.[8]

Кроме этого, установлены связи  между величиной доходов работников и их оценками личности руководителя.

Разработка концепций личности руководителя показывает следующее:

- анализируемые подходы основаны  на авторском представлении о  структуре личности, механизмах  ее изменения и психологических  требованиях к руководителю;

- у авторов нет единства в  определении компонентов многоуровневой  структуры личности руководителя;

- большинство моделей разрабатывалось  на основе исследований личности  руководителя первичного трудового  коллектива и не отражает изменений,  происходящих в современном обществе;

- существенное влияние на методологию  разработки структуры личности  руководителя оказали классические  модели личности, построенные Б.Г.Ананьевым,  А.Г.Ковалевым, В.С.Мерлиным, В.Н.Мясищевым, К.К.Платоновым, Н.И.Рейнвальд, С.Л.Рубинштейном и Л.И.Уманским;

- современный этап изучения  личности руководителя характеризуется  переходом от описательных моделей  к интегральным, когда на смену  разрозненным исследованиям приходят  обобщающие концепции личности  с более последовательным описанием  управленческого развития руководителя  и поиском интегральной основы  его структуры личности;

- наметилась тенденция к поиску  ядра структуры личности руководителя;

- в осмыслении феномена личности  руководителя недостаточное развитие  получили психосемантический, автобиографический, экспериментально-психологический, клинико-психологический и возрастной подходы.

Итак, руководитель необязательно  может быть лидером в организации, так же как лидер не всегда является руководителем. Тем не менее, наличие качеств лидера у руководителя дает ему возможность вести за собой людей, принимать решения, которые будут поддерживаться большинством сотрудников, иметь авторитет и успешно управлять педагогическим коллективом.

 

 

 

1.2. Стили руководства

Поскольку руководство людьми является одним  из видов деятельности, а именно управленческой, его стили тоже можно  рассматривать как особую категорию  стилей деятельности. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.

Типология Курта Левина является самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью.

С точки зрения А.Л. Журавлева стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);  
• Демократический стиль (коллегиальный);  
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).  
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Положительные моменты:

  1. Не требует особых материальных затрат.
  2. Позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты:

  1. Подавляет инициативу.
  2. Требует громоздкой системы контроля за работой персонала.
  3. Повышает степень бюрократизма.  
    Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Положительные моменты:

  1. Стимулирует творческую деятельность.
  2. Снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно.
  3. Повышает мотивацию труда.
  4. Улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.

Информация о работе Особенности социально – психологических установок у женщин руководителей педагогическими коллективами