Особенности страхов детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема детских страхов и их возрастная динамика
1.3 Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 209.56 Кб (Скачать файл)

С возрастом  количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей  страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано  с тем, что ребенок не имеет  положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. То же касается и детей из неблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее же страхам подвержены старшие  дошкольники и девочки.

Психологи обращают особое внимание на следующие  «кризисные» возрасты: 3–4 года, когда  общее количество страхов у мальчиков  снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет [33].

Сложным «кризисным» периодом, как видно  из таблицы, является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников —  другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей.

Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения [40]. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо  отметить, что боязливость и страх  в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним  подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу [7].

А. И. Захаров  выделяет социально-культурные и психологические  предпосылки развития страха. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических  чувств и переживаний. Как и человек  на ранних ступенях своего социального  развития, ребенок первых лет жизни  боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные  персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких  детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный  характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться  с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая  структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия [20].

Страхи  детей действительно «взрослеют»  вместе с ними, становясь более  реальными и социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя»  и не слишком ярко выражены, то это  как одно из подтверждений нормального, своевременного развития ребенка.

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения.

Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен  вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [22].

Продолжающийся  процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет  к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо  и косвенно, через родителей, это  может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В  условиях большого города иной раз  трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома.

У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у  детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр  и меньше страхов. В отдельных  квартирах дети лишены непосредственного  контакта друг с другом. У них  больше вероятность появления страхов  одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ  и т. д. В первую очередь это  относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и  опеки [22].

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей  беспокойства. Большинство из них  уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту  и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно  обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней  интеллектуализации психики.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать  постоянно испытываемые матерью  нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего  роли отца). Так, мальчики и девочки  боятся чаще, если считают главной  в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто  беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование  матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет  отца в семье, что затрудняет общение  с ним мальчиков и увеличивает  возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5—7 лет в воображаемой игре «Семья»  выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше [20].

Беспокойство  у эмоционально чувствительных детей  первых лет жизни возникает и  вследствие стремления некоторых матерей  как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть  их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых [23].

Наиболее  чувствительны к конфликтным  отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто  ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье  хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной  ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

У девочек  не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны  между собой, то есть в большей  степени влияют друг на друга, как  в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у  девочек более прочно связаны  с формирующейся структурой личности, и, прежде всего, с ее эмоциональной  сферой. Как у девочек, так и  у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с  интенсивным развитием эмоциональной  сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы [44].

Максимум  страхов наблюдается в 5-8 лет, при  уменьшении интенсивности связей между  страхами, но страх при этом более  сложно психологически мотивирован  и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное  развитие в основных чертах заканчивается  к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит  интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок  в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить  ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в  старшем дошкольном возрасте, можно  уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов  как новой психической структуре  формирующейся личности.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков  старшего дошкольного возраста число  страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений  между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью [22].

Наиболее  подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок  находится, как правило, в более  тесном эмоциональном контакте с  родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

Увеличение  числа детей в семье, когда  есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа  взрослых может действовать противоположным  образом, если они заменяют ребенку  весь окружающий мир, создавая искусственную  среду, в которой нет места  сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению  чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое  чувство эмоциональной неудовлетворенности  и беспокойства, особенно при нежелании  или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты  между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще  более незавидным [19].

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов  у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны  к проявлениям беспокойства и  тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более  беспокойны, что отражает преимущественно  тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних»  детей под знаком чрезмерных забот  и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность  в себе. Если же состояние тревоги  повторяется часто и в самых  разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми  и т.д.), то следует говорить о тревожности 

А. И. Захаров  считает, что процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов [19]. Это:

1. Врожденные  источники. Каждый новорожденный  приходит в этот мир с определенным  набором диспозиций или базисных  черт личности, называемым «темпераментом».  Обусловленные темпераментом стили  реагирования индивидуума являютсяся довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное столкновение  с негативными событиями может  привести к развитию страха  по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление  и воображение. Страхи могут  являться результатом детского  воображения, особенно когда в  него включаются ложные представления  и ошибочные рассуждения.

Наличие страха свидетельствует о том, что  ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут  преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, эти  страхи будут аукаться человеку в  дальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами.

Но окончательно все расставляют по своим местам конкретные условия жизни, в которых  формируется растущая личность.  

1.3  Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.

Информация о работе Особенности страхов детей дошкольного возраста