Особенности страхов детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема детских страхов и их возрастная динамика
1.3 Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 209.56 Кб (Скачать файл)

Проблема  развития воображения дошкольника  до сих пор является весьма дискуссионной. На  значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития.   Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития  других психических процессов [9].

Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого малыша они уникальны), индивидуальные проявления могут в некоторых случаях  привести к формам отклонения в развитии воображения. 
Это только так кажется, что ребенок - дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Иногда эта переработка заводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображения ребенка с реальностью прослеживается очень четко.

При рассмотрении сущности воображения можно согласиться  с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах [17]. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [7].

О.М. Дьяченко отмечает, что существует два вида и, соответственно, два основных направления  в развитии воображения. Условно  их можно назвать «аффективное»  и «познавательное» воображение [16]. Анализ аффективного воображения можно  обнаружить в работах З. Фрейда и  его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных  конфликтов, которые прямо связаны  с развитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого  поведения — это изживание  гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут  терпимый уровень. Неофрейдисты также полагали, что основная функция воображения — это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности. Воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех [16].

Фрейд считает, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого  в реальности желания, т.е. порождается  депривацией. По его мнению, фантазии, как и сновидения, выполняют роль компенсаторного механизма, призванного заполнить пустоту или переадресовать причиненное зло самому обидчику. Беттельхейм дополняет идею Фрейда, замечая, что воображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду. Более того, на различных стадиях развития (согласно фрейдовской классификации) фантазия позволяет ребенку преодолеть свои эмоциональные психологические проблемы и даже подняться над ними [16].

Другое  направление в развитии воображения  — исследования Ж. Пиаже «познавательного»  воображения. В них воображение  связывалось с развитием символической  функции у ребенка и рассматривалось  как особая форма репрезентативного  мышления, позволяющего предвосхищать  изменения действительности [9].

Пиаже полагает, что воображение играет чрезвычайно важную роль в познавательном и чувственно-двигательном развитии ребенка. Символические игры вроде  замков из песка и гоночных автомобилей  из солонок можно рассматривать  как способ развития двигательных функций  организма и его познавательно-пространственной ориентации. Исследования последних  лет отмечают наличие у воображения  двух аспектов: компенсаторного и  творческого. Ребенок дает волю своим  фантазиям, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное  желание. С другой стороны, воображение  дает простор творческим способностям ребенка [9].

Основная  задача познавательного воображения  — это специфическое отражение  объективного мира, преодоление возникших  противоречий в представлениях ребенка  о действительности, достраивание и  уточнение целостной картины  мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных  впечатлений действительности, строить  целостный образ какого-либо события  или явления.

Аффективное воображение возникает в ситуациях  противоречия, складывающегося у  ребенка образа «я» реальности и  является в таких случаях одним  из механизмов его построения. При  этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой — выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций; во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию [17].

Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с  помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять  его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному  ребенку свойственны два вида игры воображения (согласно теории Пирса, 1977): подражание, когда ребенок воспроизводит  действия избранного им персонажа, и  игра «понарошку», т.е. воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения [44].

Развитие  воображения таит в себе и некоторые  опасности. Одна из них – это появление  детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные  страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно  – скелетов, чертей и пр. Появление  страхов является спутником и  своего рода показателем развивающегося воображения.

Первый  этап в развитии воображения можно  отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте, по мнению О. М. Дьяченко, как раз  и происходит разделение воображения  на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста [17]. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.

В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с  переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). У детей менее представлена способность дифференцировать реальность и фантазию.

О.М. Дьяченко отмечает, что, вероятно, именно аффективное  воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка  с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что  ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных  переживаний [16]. Первоначально эти  символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем  создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или  хороший мальчик).

Второй  тип защиты личности с помощью  воображения — это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма о том, что нет  такого ребенка, который предпочел  бы воображаемое яблоко реальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который не предпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п [43].

По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии  адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология  в проявлении страхов у ребенка.

Исследования  А. И. Захарова показали, что наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года. Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся. Данный возраст - наиболее важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью [20].

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги  появляются партнеры: Кощей Бессмертный  и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Неудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их дети эмоционально чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических  качеств, свидетельство остроты  и глубины чувств ребенка [22].

С. Янсон, С. Виноградов отмечают, что чем лучше  развито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем  более «одушевленные» и непростые  страхи населяют его жизненное пространство [43].

Большинство страхов мимолетны: испаряются так  же быстро, как и возникают, не оказывая на жизнь ребенка сколько-нибудь серьезного влияния. С другими ребенок  может справиться сам той же силой  воображения, что и породила страх. Но самые сильные страхи становятся настоящей проблемой: возникают  в самый неподходящий момент, вызывают у малыша постоянное чувство опасности, незащищенности, тревожности.

Второй  этап в развитии воображения —  возраст 4—5 лет. В этом возрасте ребенок  нацелен на усвоение норм, прежде всего  социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые  возможности ребенка, ведут его  обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок  должен следовать [9].

Обычно  страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок  уже поумнел настолько, что может  понять вымышленный характер этих персонажей.

В этом возрасте у здоровых детей снижается  частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное  воображение здорового ребенка  возникает в связи с переживанием им реальной травмы.

Наблюдения  показывают, что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает  по времени с развитием сферы воображения.

Известно, что в темноте воображение  усиливается у взрослых людей. У  ребенка же, для которого вымысел соседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляются особенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домовыми, колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяют волшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действовать... Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себя подчас во вред ребенку. Если малышу 4—5 лет показать такой «нестрашный» для школьного возраста фильм, как «Руслан и Людмила», то ребенок ответит длительной реакцией страха: может вскакивать и кричать по ночам, бояться сумерек, пустой комнаты. Сновидения детей часто отражают их страхи. Дети просыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлением образов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».

Эмоционально  чувствительные дети с развитым воображением в более значительной степени  подвержены страхам, чем дети с неразвитым воображением.

Есть  дети, не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение  родителей ребенка не дает ему  ни малейшего повода ощутить, что  чего-то можно бояться. И дети, можно  сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.

Информация о работе Особенности страхов детей дошкольного возраста