Особенности страхов детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема детских страхов и их возрастная динамика
1.3 Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 209.56 Кб (Скачать файл)

Однако  полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. Отсутствие этих страхов не всегда может стать  подтверждением нормальной, благополучной  обстановки в семье, полного достатка любви и внимания. В некоторых  случаях оно может свидетельствовать  об отсутствии у ребенка воображения, что едва ли можно отнести к  числу положительных моментов. 
В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность.  
Особая категория бесстрашных детей - из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект [43].

Без специального руководства развитие воображения  может иметь неблагоприятные  прогнозы. Аффективное воображение  без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм, может  приводить к патологическим застойным  переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации.

Знакомясь с различными перипетиями сказочных  событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки - это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.

Культура  эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение различными другими элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка. Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.  

Глава 2 Изучение особенности  страхов у детей  среднего дошкольного  возраста в зависимости  от уровня развития воображения  

2.1 Методика исследования  

Нами  было проведено исследование детей 4-х летнего возраста МДОУ д/с № 121 (10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек).

Цель  исследования: изучить особенности  страхов у детей среднего дошкольного  возраста в зависимости от уровня развития воображения

Задачи  исследования:

1.  Выявить страхи детей среднего дошкольного возраста

2.  Выявить уровень развития воображения у детей среднего дошкольного возраста

3.  Выявить зависимость особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровня развития воображения

Методика  исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.

Каждому ребенку предлагается два дома —  красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять.  

Беседу  следует вести неторопливо и  обстоятельно, перечисляя страхи и  ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о  том, боится или не боится ребенок, следует  только время от времени. Тем самым  избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании  всех страхов просят давать развернутые  ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а  не напротив ребенка, не забывая его  периодически подбадривать и хвалить  за то, что он говорит все как  есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Инструкция:  «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1.  когда остаешься один;

2.  нападения;

3.  заболеть, заразиться;

4.  умереть;

5.  того, что умрут твои родители;

6.  чужих  людей;

7.  потеряться;

8.  мамы или папы;

9.  наказания;

10.  Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

11.  опоздать в сад (школу);

12.   перед тем как заснуть;

13.   страшных снов (каких именно);

14.   темноты;

15.   волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

16.   машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

17.   бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);

18.   когда очень высоко (страх высоты);

19.   когда очень глубоко (страх глубины);

20.   в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

21.   воды;

22.   огня;

23.   пожара;

24.   войны;

25.   больших улиц, площадей;

26.   врачей (кроме зубных);

27.  уколов;

28.   боли (когда больно);

29.   неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»

Анализ  полученных результатов: экспериментатор  подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Методика  О.М. Дьяченко

Цель: изучить  особенности воображения ребенка  дошкольного возраста

Подготовка  исследования. Подобрать альбомные  листы на каждого ребенка с  нарисованными на них фигурами: контурное  изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок —  голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение  исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы  получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка   данных.   Выявляют   степень   оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок  еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное  фантазирование).

Первый  тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение  отдельного объекта (дерево), но изображение  контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй  тип. Также изображается отдельный  объект, но с разнообразными деталями.

Третий  тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в  какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько  объектов по воображаемому сюжету (девочка  гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно  по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

2.2 Результаты исследования

Результаты  исследования по методике исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой  мы свели в таб.1 и представили в диаграмме (рис 1)

Таблица 1.

№ вопроса Ф.И. ребенка %
мальчики девочки
Гриша М. Сережа И. Антон П. Саша П. Илья К. % Света П. Маша К. Оля В. Ира Д. Катя И.
1     х     20   х       20
2                        
3                        
4                        
5                        
6   х     х 40 х       х 40
7 х х х   х 80 х х х х   80
8       х   20       х   20
9               х       20
10 х х х х х 100 х х х х х 100
11                        
12   х       20 х   х   х 60
13 х х х х   80 х   х   х 60
14 х х   х х 80 х х х х х 100
15 х     х х 60       х х 40
16                        
17                        
18               х       20
19                        
20                        
21 х   х     40 х   х   х 60
22       х   20 х х       40
23 х       х 40 х       х 40
24                        
25                        
26   х   х   40       х   20
27     х х   40     х х х 60
28                        
29         х 20            
Кол-во страхов 7 7 6 8 7   9 7 7 7 9  

Результаты  исследования показали, что количество страхов у детей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики – 7 страхов, девочки - 9страхов.

Нами  выявлено наличие следующих страхов  у исследуемых детей среднего дошкольного возраста:

·  Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ: 100 % - мальчики, 100% -девочки

·  темноты: 80 % - мальчики, 100% - девочки

·  потеряться: 80 % -мальчики; 80 %  - девочки;

·  страшных снов : 80 % - мальчики; 60 % - девочки;

·  волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных): 60 % - мальчики; 40 % - девочки;

·  чужих людей: 40 % - мальчики, 40 %- девочки;

·  перед тем как заснуть: 20 % - мальчики; 60 % - девочки;

·  воды: 40 % - мальчики; 60 % - девочки;

·  пожара: 40 % - мальчики; 40 % - девочки;

·  врачей : 40 % - мальчики; 20 % - девочки;

·  уколов: 40 % - мальчики; 60 % - девочки;

·  мамы или папы: 20 % - мальчики; 20 % - девочки;

·  огня: 20 % - мальчики; 40 % - девочки;

·  наказания: 0 % - мальчики; 20% - девочки;

·  когда очень высоко (страх высоты) : 0 % - мальчики; 20 % - девочки;

·  неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом): 20 % - мальчики; 0 % - девочки.

Рисунок 1. Особенности страхов у детей  среднего дошкольного возраста 

Таким образом, мы можем выделить основные группы страхов, которым подвержены исследуемые дети среднего возраста:

1.  Сказочные персонажи

2.  Темнота, страшные сны

3.  Потеряться

4.  Животные

Это группа страхов, носящих «мифологический», «воображаемый» характер, представленная мифологическими персонажами и  животными. Большинство детей запугивается, с одной стороны, действительными предметами, которым придаются фантастические размеры и свойства, с другой стороны — чисто вымышленными существами.

Страшные  персонажи у Кати И. отражают страх  наказания родителей. По поводу Бабы- Яги девочка говорит: «Мама превратилась», что может говорить о недостатке любви, жалости и сочувствия со стороны  матери.

Информация о работе Особенности страхов детей дошкольного возраста