Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23
1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33
1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40
Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47
2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64
2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71
Выводы по второй главе…………………………………………………………...73
Заключение………………………………………………………….………………74
Литература…………………………………...……………………………………...78
Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85
Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91
Педагогам и родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». Объем и степень разнообразия вспомогательного материала – вербального и наглядного должен быть «комфортным». Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение.
На основании проведенной работы были разработаны рекомендации воспитателям и родителям по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи см. приложение 2.
Литература
Приложение 1.
Блок 4 (4 занятия)
Сказка «Гуси лебеди»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:
- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?
- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?
- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?
- А как бы вы поступили
на месте Аленушки, если бы
вам родители наказали
- …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?
- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?
Занятие №2
Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?
Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.
- Почему сказка называется Гуси-
- Давайте придумает другое
Игра «Назови ласково»
- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.
Игра «Задумай слово»
-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.
Ход занатия.
- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».
- Давайте вспомним всех героев этой сказки.
Игра «От каждого по словечку».
- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд – это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову – это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно – он сможет поехать. (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку.
Игра «А если бы…»
- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?
Игра «Хорошо-плохо»
- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.
Занятие №4
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.
-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?
- Гуси-Лебеди какие? Почему?
- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?
- Баба-Яга какая? Почему?
- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?
- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?
- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга – доброй.
Блок 5 (4 занятия)
Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:
- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?
- Почему?
- За что вы любите своих друзей?
Составление схемы сказки.
- Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе.
- Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?
Пересказ детьми сказки по схеме.
- Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям.
- Какой Пузырь? (круглый, легкий)
- А что еще такое же? (воздушный шарик)
- Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик.
Придумывание загадок про остальных героев.
Занятие №2.
Цель: Формировать грамматический стой речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация.
- Кто герои сказки?
- С чего начинается сказка? Что было потом? Чем закончилась?
- Давайте придумаем историю про Лаптя. Что с ним случилось до того, как он встретился с Пузырем и Соломинкой?
- Что такое лапти? Если это обувь, то должно быть два лаптя. Почему он оказался один? Что с ним произошло?
- Давайте придумаем что было потом, как Лапоть познакомился с Пузырем и Соломинкой.
- А как по другому можно назвать эту сказку?
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический стой речи, умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрация к сказке.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки про героев, которые сочинили дети два занятия назад.
- Из какой сказки эти герои?
- Какое новое название сказке
мы придумали на прошлом
- Что случилось с героями в конце сказки? Вам нравится такой конец?
- Почему?
- А как по другому можно перейти реку?
- Давайте придумаем новый конец сказки, который нам будет нравиться.
Игра «Скажи наоборот»
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы в ответ по очереди будете называть слово наоборот. Например, если я скажу холодный, то наоборот будет – горячий.
Конец, легкий, длинный, худой, старый, грустный, добрый, хороший, твердый, день.
Игра «Хорошо-плохо»
- Что хорошего в том, чтобы жить вместе с друзьями? Что в этом плохого?
- Когда в лесу есть речка, что хорошего и что плохого в этом?
Занятие №4
Цель: Формировать грамматический стой речи, умение сравнивать. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрация к сказке.
Ход занятия.
- К какой сказке эта
- Герой какой сказки похож на Пузыря?
- Чем они похожи? Чем различаются?
Игра «А если бы…»
- А если бы Пузырь не лопнул, как он смог бы спасти Лаптя и Соломинку?
- А если бы вместо реки вдруг появилась глубокая пропасть. Как тогда друзья перебрались бы на другую сторону?
- Давайте придумаем новую
- Что сказали друзья?
- Какую историю о себе
- Что решили друзья, как они поступят с Газетой?
- Чем закончилась сказка?
Приложение 2.
Рекомендации воспитателям и родителям
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.
С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений. Т.к. сказка близка мышлению ребенка.
Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок