Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа
Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.
Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6
1.2. Креативность как личностная характеристика 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23
2.3. Результаты исследования креативности 26
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения
Выявлено, что для большинства молодежи, характерна специфическая система критериев выбора и саморегуляции. В творческом процессе акцент делается не на выборе, а на критериях, посредством которых такой выбор становится возможным и, следовательно, реальна эффективная саморегуляция, как последовательность регулятивных актов.
Рис. 2. Уровень компонентов креативности
Таким образом,
самый высокий компонент
Склонность к риску предполагает, что субъект:
- ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить;
- допускает для себя возможность ошибок и провалов;
- любит изучать новые вещи или идеи и не поддаётся чужому мнению;
- не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают своё неодобрение, предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получиться.
Показатель воображения, самый низкий, это говорит о низком уровне мечтательности, молодежь не любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался, видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; не испытывают удивление по поводу различных идей и событий (см. приложение № 3).
По методике Туника, чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
После того, как были получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, выявлена суммарная оценка креативности. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны молодого человека. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Таким образом, общий уровень креативности у молодежи находится на уровне выше среднего:
Рис. 3. Общий уровень креативности у молодежи
Стремление к значимости креативности у испытуемых очень маленькая, хотя, молодежь себя ценит и стремится к собственной значимости довольно активно, прежде всего это касается внешнего вида, поведения, общения, и других атрибутов молодежной субкультуры. Низкий уровень, можно объяснить не только началом самостоятельной жизни, первыми жизненными испытаниями, началом профессиональной карьеры. Не последнюю роль в этом процессе играет переход из молодежной субкультуры во взрослую культуру.
В данном параграфе, проведен сравнительный анализ и выявлена взаимосвязь уровня креативности от особенностей ценностных ориентаций у молодежи, для этого воспользовались ранговой корреляцией Спирмена.
Продуктивность мыслительной деятельности, творчества, связана с тем, насколько хорошо организована у человека иерархия ценностей и насколько быстро и эффективно человек может переходить с одного уровня на другой
Механизм перехода зависит от степени развития уровней рефлексии. На начальном этапе выполнения конкретной мыслительной деятельности (операционный уровень) субъект просто сличает прогноз и результат, не вдаваясь в подробности, т. е. выполняет репродуктивную деятельность, которая нередко заводит в "тупик". В такой ситуации эффективность творческой деятельности связана с выбором средств деятельности и принятием решений. В способности принимать решения, делать выбор выражается регуляторная функция творческого мышления, его самоорганизация
Ценностные ориентации, влияя на выбор стратегии деятельности, входит также составной частью в когнитивный механизм принятия решений. Этот механизм состоит в динамическом развитии критериев оценки ситуации в сторону их обобщения и сущностной дифференциации. Используемое при этом интегративное качество личности, входящее в структуру общей креативности, может быть названо интеллектуальной организованностью
Для большей наглядности, представим результаты графически:
Рис. 4. Взаимосвязь ценностных ориентаций и уровня креативности у молодежи
Статистическая обработка результатов, показывает, что терминальные ценности, инструментальные ценности – взаимосвязь достоверна; ценностные ориентации – взаимосвязь на 5% уровне; жизненные ориентации – взаимосвязь не значима (см. приложение № 4).
Как показывает рисунок, чем выше уровень инструментальных ценностей, тем ниже уровень креативности, это говорит, о том, что люди данной категории строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично, без творческого подхода. Для людей данной категории «время - это деньги».
У молодежи, с высоким уровнем терминальных ценностей, высокий уровень креативности, культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения.
Приведенные данные говорят о прагматичности молодежи и уменьшении ее ориентаций на духовные аспекты жизни. А чем ближе молодому человеку интересы, заботы, тем чаще он прогнозирует в своей будущей жизни нравственное самосовершенствование, жизнь ради других людей.
Ценности в сфере потребностей (мечтаю, хочу, желаю) распределены следующим образом: благополучие, карьера, семья, саморазвитие, здоровье
Высокий уровень данных ценностей, предполагает низкий уровень креативности.
В сфере личностных помыслов (должен, обязан, мой долг): карьера, саморазвитие, семья, благополучие – чем выше уровень данных ценностей, тем выше уровень креативности. В сфере целеобразования и целеполагания (моя цель, добиваюсь, стремлюсь) – высокий уровень креативности, хотя у 35 % – низкий уровень. В сфере личностного потенциала (могу, в состоянии, способен): саморазвитие, карьера, благополучие, здоровье, семья. В сфере компетентности (обучен, умею, имею навык) – средний уровень креативности.
В основном, ценности сбалансировано реализуются, т.е. согласованно выражены в креативности.
По результатам, можно сказать, что креативность влияет, на то, как оценивают свои действия (чисто инструментально, или наоборот, творчески) в качестве средств достижения цели.
Действительно, молодежь, становится более независимой и самостоятельной, уверенной в себе и своем предназначении, стремиться к профессиональному самосовершенствованию. В стремлении к значимости заметны и половые различия, так у мальчиков тенденция к значимости проявляется более сильно (6,55), чем у девушек (5,92). Это можно объяснить тем, что для мужчин стремление к собственной значимости через творческие достижения является важнейшей детерминантой всей их жизнедеятельности.
С ростом образования людей начинают все более ценить свою индивидуальность, личностные особенности.
В своем стремлении к творчеству молодые люди ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества. Так вот ориентация на ценности творчеств падает в период от 21 до 26 лет, а затем возрастает. В возрасте 21-26 лет молодые люди, прежде всего, заняты трудоустройством, освоением профессии, устройством быта и у них на первое место выходят ценности окружающего мира.
Взаимосвязи между ориентациями на творчество и уровень образования не выявлены.
Следующий компонент креативности, касается критериев, на которые чаще всего опираются творческие люди в своей деятельности, т. е. они чувствительны к собственностям мышления и чувствам, ценят юмор, умеют обобщать и доходить до сути, высказывают оригинальные идеи и интересные оценки. Молодые люди все более используют в своей жизнедеятельности творческие критерии выбора, чувствительны к юмору, шуткам, оригинальным идеям.
Творческая активность в познании и поведении проявляется в том, что молодые люди любят изобретать и придумывать, изучать что то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Роль рефлексии в творчестве очень трудно переоценить, она проявляется в самокритичности как себя, так и своего дела, в анализе происходящего, прогнозировании и антиципации, поиске цели и смысла жизни, критичности мышления. Но рефлексия, по нашим данным, у молодежи имеет средний уровень.
Характеризуя, в общем, развитие и формирование креативности и ценностных ориентаций, нужно отметить следующее:
В организации собственной деятельности и жизнедеятельности молодежи проявляется творческий подход и инициатива. Наиболее ярко проявила себя ориентация молодежи на терминальные ценности.
Здесь сказалась не просто ориентация молодежи на творчество в учебе, профессиональной деятельности и быту, но и попытка осознать, понять собственную деятельность. Гораздо меньше в процессе творчества для молодежи значимость собственной личности инструментальных ценностей, вероятно это связано с теми изменениями, которые сейчас происходят в нашей стране, т.е. прежде всего, важен результат.
В системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как творчество, счастливая семейная жизнь, красота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия терминальных ценностей характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.
Групповая иерархия
инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств)
характеризуется большей
Показатель воображения, самый низкий, это говорит о низком уровне мечтательности, молодежь не любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; не испытывают удивление по поводу различных идей и событий.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Креативность - это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и ценностных ориентаций, показало:
Продуктивность мыслительной деятельности, творчества, по-видимому ,связана с тем, насколько хорошо организована у человека иерархия ценностей и насколько быстро и эффективно человек может переходить с одного уровня на другой
Механизм перехода зависит от степени развития уровней рефлексии. На начальном этапе выполнения конкретной мыслительной деятельности (операционный уровень) субъект просто сличает прогноз и результат, не вдаваясь в подробности, т. е. выполняет репродуктивную деятельность, которая нередко заводит в "тупик". В такой ситуации эффективность творческой деятельности связана с выбором средств деятельности и принятием решений. В способности принимать решения, делать выбор выражается регуляторная функция творческого мышления, его самоорганизация
Чем выше уровень инструментальных ценностей, тем ниже уровень креативности, это говорит, о том, что люди данной категории строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично, без творческого подхода. Для людей данной категории «время - это деньги».
У молодежи, с высоким уровнем терминальных ценностей, высокий уровень креативности, культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения.
В своем стремлении к творчеству молодые люди ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества.
Молодые люди все более используют в своей жизнедеятельности творческие критерии выбора, чувствительны к юмору, шуткам, оригинальным идеям.
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи