Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6
1.2. Креативность как личностная характеристика 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23
2.3. Результаты исследования креативности 26
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Творческая  активность в познании и поведении  проявляется в том, что молодые  люди любят изобретать и придумывать, изучать что-то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.  Роль рефлексии в творчестве очень трудно переоценить, она проявляется в самокритичности как себя, так и своего дела, в анализе происходящего, прогнозировании и антиципации, поиске цели и смысла жизни, критичности мышления. Но рефлексия, по результатам проведенного исследования, у молодежи имеет средний уровень.

Характеризуя, в общем, развитие и формирование креативности и ценностных ориентаций, нужно отметить следующее:

В организации  собственной деятельности и жизнедеятельности  молодежи проявляется творческий подход и инициатива. Наиболее ярко проявила себя ориентация молодежи на терминальные ценности.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
  2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 2009 – Т. 5. – № 5. – С. 6.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2008. – 338 с.
  4. Андреева В.Г. Психология творчества, 2е изд. – М., 2003. – 432 с.
  5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
  6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. – 2007 – Т. 14. – № 5. – С. 99-105.
  7. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 2006. – № 1. – С. 86-99.
  8. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 102-109.
  9. Дильтей В. Креативность личности и факторы ее формирования. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.
  10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 222 c.
  11. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. журн. – 2003. – Т. 14. – № 4. – С. 130-136.
  12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 207 с.
  13. Леонтьев Д.А. Изучение ценностных ориентаций. – M.: Смысл, 2002. 317 с.
  14. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – С. 6-23.
  15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.
  16. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. - С. 108-118.
  17. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176 с.
  18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
  19. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 332 с.
  20. Саморегуляция и прогнозирование творческого сознания личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. – 267 с.
  21. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. – Т. 2. – М.: «Три Л», 2006. – 208 с.
  22. Франкл В. Поиск смысла жизни и творчество// Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 2002. – С. 118-126.
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 2000. – 368 с.
  24. Хекхаузен Х. Творчество и деятельность: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2006. – Т. 2. – 398 с.
  25. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич И.В. – М., 2003. – 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор. информ. /НИИВО; Вып.4).
  26. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. – 2005. – Т. 3. – № 5. – С. 135-145.
  27. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 55-60.
  28. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.// Мир России. – 1995. – № 3-4.
  29. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: МПСИ, 1998. – 312 с.

 

 

Приложения

Приложение  №1

Методика  №1

Методика  Ценностные ориентации (М.Рокич)

Назначение  теста

М.Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление  соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены  два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках  испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Вначале предъявляется  набор терминальных, а затем набор  инструментальных ценностей.

Инструкция  к тесту 

"Сейчас Вам  будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите  таблицу и, выбрав ту ценность, которая  для Вас наиболее значима, поместите  ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте  не спеша, вдумчиво. Конечный результат  должен отражать Вашу истинную позицию".

Тестовый  материал

Список  А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список  Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. воспитанность (хорошие манеры);
  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. жизнерадостность (чувство юмора);
  5. исполнительность (дисциплинированность);
  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16. честность (правдивость, искренность);
  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18. чуткость (заботливость).

Интерпретация результатов теста

Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается  выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

 

Методика  №2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение  прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье  
Назначение

Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция

Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно "да" или "нет". В бланке ответов это соответственно "+" или "-", которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Опросник

  1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
  2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
  3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
  4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
  5. Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?
  6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?
  7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
  8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
  9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?
  10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
  11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?
  12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
  13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?
  14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?
  15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?
  16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?
  17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?
  18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?
  19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?
  20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?
  21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
  22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?
  23. Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?
  24. Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?
  25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?
  26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?
  27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?
  28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?
  29. Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?
  30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?
  31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?
  32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?
  33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?
  34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
  35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?
  36. Хотели бы вы заняться фотографией?
  37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
  38. Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?
  39. Часто ли вы задаете себе вопрос: "А почему именно так?"
  40. Хотели бы вы "делать" политику?
  41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: "А уважают ли меня окружающие?"
  42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?
  43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?
  44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?
  45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
  46. Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?
  47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?
  48. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
  49. Любите ли вы маленьких детей?
  50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?
  51. Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
  52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?
  53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?
  54. Вы человек решительный?
  55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?
  56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?
  57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?
  58. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
  59. Когда маленький ребенок плачет - это "крик о помощи"?
  60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
  61. "Во всем хочется дойти до самой сути" - это про вас?
  62. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?
  63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?
  64. В общественной жизни пусть остается все как есть?
  65. Общение - это лишь пустая трата времени?
  66. Здоровье - это не самое главное в жизни, не так ли?

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе "?". По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.

 

 

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI


Перечислим  эти ценности в обобщенном виде:

  1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
  2. Высокое материальное благосостояние.
  3. Поиск и наслаждение прекрасным.
  4. Помощь и милосердие к другим людям.
  5. Любовь.
  6. Познание нового в мире, природе, человеке.
  7. Высокий социальный статус и управление людьми.
  8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.
  9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
  10. Общение.
  11. Здоровье.

Методика  №3

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи