Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа
Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.
Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6
1.2. Креативность как личностная характеристика 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23
2.3. Результаты исследования креативности 26
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения
Сравнивая российские и американские данные, Е.Е. Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл — российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t — критерий Стьюдента).
Интерпретация
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему. которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Приложение №2
Результаты по методике Рокича
Иерархии ЦО |
Показатели (эмпирическое значение) | |||||
Успешность в обучении |
Уровень соц. активности |
Состав семьи |
Уровень образ-ния родителей |
Соц-экон. положение семьи |
Место жительства | |
Терминальные ценности (список Рокича) (n=18) |
0.28 |
0.71** (р |
0.94** (р |
0.86** (р |
0.46 |
0.80** (р |
Инструментальные ценности (список Рокича (n=18) |
0.50* (р |
0.47* (р |
0.20 |
0.76** (р |
0.62** (р |
0.21 |
Жизненные перспективы (n=8) |
0.57 |
0.74* (р |
0.76* (р |
0.50 |
0.95* (р |
0.40 |
ЦО (Леевик) (n=9 |
0.48 |
0.92** (р |
0.90** (р |
0.92** (р |
0.48 |
0.50 |
Результаты по методике №2
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
6 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
1 |
6 |
6 |
5 |
1 |
6 |
6 |
4 |
6 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
3 |
5 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
1 |
6 |
1 |
6 |
6 |
5 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
2 |
2 |
7 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
6 |
6 |
5 |
1 |
3 |
3 |
8 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
9 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
10 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
6 |
2 |
4 |
4 |
11 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
5 |
6 |
12 |
4 |
5 |
5 |
6 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
6 |
5 |
13 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
3 |
2 |
2 |
14 |
6 |
4 |
3 |
1 |
6 |
6 |
5 |
1 |
6 |
3 |
3 |
15 |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
16 |
3 |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
4 |
17 |
1 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
3 |
5 |
18 |
2 |
4 |
5 |
5 |
1 |
6 |
6 |
5 |
1 |
6 |
6 |
19 |
4 |
5 |
2 |
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
20 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
21 |
5 |
3 |
6 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
4 |
3 |
4 |
22 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
3 |
6 |
2 |
4 |
23 |
3 |
5 |
1 |
6 |
6 |
5 |
1 |
6 |
3 |
3 |
5 |
24 |
4 |
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
6 |
6 |
25 |
6 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
Результаты по методике №3
№ |
Любознательность |
Воображение |
Сложность |
Склонность к риску |
Общий показатель |
1 |
13 |
12 |
35 |
13 |
1 |
2 |
15 |
15 |
26 |
14 |
12 |
3 |
22 |
16 |
21 |
18 |
16 |
4 |
35 |
13 |
4 |
20 |
18 |
5 |
26 |
14 |
8 |
22 |
21 |
6 |
21 |
18 |
49 |
24 |
23 |
7 |
4 |
20 |
16 |
1 |
26 |
8 |
8 |
22 |
12 |
12 |
27 |
9 |
49 |
24 |
18 |
16 |
28 |
10 |
1 |
26 |
22 |
18 |
29 |
11 |
12 |
27 |
27 |
21 |
20 |
12 |
16 |
28 |
26 |
23 |
32 |
13 |
18 |
29 |
32 |
36 |
22 |
14 |
21 |
20 |
11 |
35 |
27 |
15 |
23 |
32 |
14 |
39 |
26 |
16 |
20 |
36 |
19 |
34 |
32 |
17 |
11 |
35 |
20 |
32 |
11 |
18 |
14 |
39 |
15 |
32 |
14 |
19 |
17 |
34 |
14 |
36 |
18 |
20 |
18 |
32 |
19 |
35 |
21 |
21 |
13 |
32 |
23 |
13 |
32 |
22 |
15 |
33 |
25 |
15 |
33 |
23 |
16 |
24 |
26 |
16 |
24 |
24 |
20 |
10 |
29 |
20 |
10 |
25 |
13 |
19 |
28 |
13 |
32 |
Приложение №4
Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1, минимальное r=0.
креативность | |||
Spearman's rho |
Терминальные ценности |
Correlation Coefficient |
-0,342 |
Sig. (2-tailed) |
0,385 | ||
N |
12 | ||
Spearman's rho |
Жизненные перспективы |
Correlation Coefficient |
0,389 |
Sig. (2-tailed) |
0,122 | ||
N |
12 | ||
Spearman's rho |
Ценностные ориентации |
Correlation Coefficient |
-0,265 |
Sig. (2-tailed) |
0,405 | ||
N |
12 | ||
Spearman's rho |
Интсрументальные ценности |
Correlation Coefficient |
0,058 |
Sig. (2-tailed) |
0,857 | ||
N |
12 |
Курсив– 1% значимость
Черное – 5% значимость
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи