Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности самосознания юношей и девушек в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
- изучение понятий «самосознание» и «эмоциональный интеллект»;
- изучить особенности самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ……………………………….
1.1 Сущность понятие «самосознание» в психологической литературе и его составляющие………………………………………..
1.2 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе……………………………………………
1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………
2.1 Исследование самооценки как одной из составляющих самосознания…………………………………………………………….
2.2 Исследование эмоционального интеллекта юношей и девушек…
2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия1.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

     Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Последней точки зрения придерживается и Т. П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания [24].

По мнению Д. В. Люсина, разработка научной основы для развития эмоционального интеллекта должна опираться на знание его предпосылок.

К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Генетический компонент эмоционального интеллекта связан в первую очередь с полом. В исследованиях Д. Д.  Гуастелло и С. Дж. Гуастелло роказывается значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствует. На основании полученных результатов выдвигается предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения. Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи. Известно, что люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на самих себя, лучше распознают эмоции. Правополушарный тип мышления способствует более точному распознаванию эмоций других людей. Доминирование правого полушария выступает в качестве определенного наследственного 

задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Свойства темперамента можно отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. По мнению А. В.Либина, и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (илизадатков)». Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств. К социальным предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести синтонию, закономерно сменяющуюся рационализацией, степень развития самосознания, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля и религиозность. Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония, определяемая 

Я. Мазуркевичем как инстинктивное созвучие с окружением. Синтония рассматривается как инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врожденного механизма высвобождения или как приобретенная реакция.  Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте.  Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.  На самых ранних ступенях развития личности формируются также и механизмы саморегуляции. Саморегуляция психических состояний связана непосредственно с самоконтролем. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания. Иными словами, уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями. Процессы самооценки и саморегуляции лежат в основе уверенности в своей эмоциональной компетентности (т.е. в основе представлений человека о том, может ли он понимать эмоции, управлять ими и межличностными взаимодействиями). Данный конструкт зависит от образа Я, формирующегося в ходе социального научения. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребенка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами, от того, насколько родители удовлетворены семейной жизнью. Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. При этом наблюдается явная тенденция перехода количества в качество: чем чаще матери обсуждают со своими детьми различные эмоциональные состояния, тем более успешно адаптируются дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональным проявлениям незнакомых взрослых. Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что эмоциональный интеллект у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин — на внутриличностном уровне эмоционального интеллекта. Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпатии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Выявлена взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале «эмоциональный интеллект». Существует несколько возможных объяснений данной связи. Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций [21].

Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения. С повышением эмоционального интеллекта связано снижение деструктивных тенденций в поведении людей [18]. 

Таким образом, проблема возможности развития эмоционального интеллекта находится в центре научных дискуссий. Тем не менее существует согласие в том, что эмоциональные знания и навыки могут приобретаться в процессе специального обучения. В настоящее время необходимо разработать научную основу для «эмоционального образования», которая должна базироваться на знании биологических и социальных предпосылок эмоционального интеллекта. Анализ результатов исследований показывает, что в основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки эмоционального интеллекте складываются прежде всего в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте

 

     Согласно периодизации В. Ф. Моргуна, период юности длится от 18 до 23 лет. Юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции [11].

   С точки зрения С. Л. Рубинштейна, самосознание в юношеском  возрасте характеризуется познанием своего “Я”  не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется  обобщенная самооценка  личности. В юношеском  возрасте формируется обобщенное эмоционально-ценностное отношение  к себе. К этому времени  складываются  представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых  проявляются психологические особенности мужчин и женщин. Осознание себя как  личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия  со сверстниками как своего, так и противоположного пола [25].

     В  настоящее время актуальны исследования эмоционального интеллекта – совокупности умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации. Обнаруживается, что молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Д. В. Люсин отмечает, что лица с высоким уровнем понимания эмоций сензитивны к собственным потребностям и чувствам, способны спонтанно и непосредственно их выражать. Говоря об эмоциональном интеллекте юношей и девушек, необходимо обратить внимание на два вида эмоционального интеллекта: внутриличностный эмоциональный интеллект - это способность к самопознанию, к пониманию своих потребностей и желаний, самооценка, самоопределение, межличностный эмоциональный интеллект - способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, слышание и чувствование других людей. Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми; имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего [18].

     Согласно мнению Д. В. Люсина, юноши и девушки с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных [18].

     Исходя из результатов, полученных Д. В. Люсиным, можно заключить, что высокоразвитый эмоциональный интеллект (в первую очередь, внутриличностный) является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. Это может быть управление, консультирование, научно-педагогическая деятельность, педагогические и юридические профессии, журналистика, сценическое искусство. В данных областях практики востребованы такие индивидуальные проявления самоактуализации, как умение устанавливать глубокие, тесные и эмоционально насыщенные отношения с людьми и позитивное отношение к ним, естественность собственных эмоциональных проявлений и способность понимать эмоции других людей, и, вместе с тем, – выраженные познавательные потребности, независимость, высокое самоуважение и самопринятие. Кроме того, эмоциональные способности могут способствовать успеху в таких творческих профессиях, как писатель, художник, поскольку они также предполагают общение с аудиторией (правда, чаще опосредованное, чем непосредственное) и выраженную сензитивность к эмоциональным переживаниям [18].

    Таким образом, самосознание в юношеском  возрасте связано с определением  жизненных планов и целей, нравственных идеалов. В этот период  складываются  представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых  проявляются психологические особенности мужчин и женщин. Эмоциональный интеллект в данном возрасте является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта у молодых людей может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом [11].

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

     Проанализировав  психологическую литературу можно  сделать следующие выводы:

  1. Под самосознанием  в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
  2. Структура самосознания  представляет собой неоднородное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента: 
    когнитивный, отражающий самопознание индивида;  эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку);  поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.
  3. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют две точки зрения. Согласно одной из них, повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В соответствии с другой точкой зрения, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать.
  4. Одной из особенностей самосознания в юношеском возрасте является формирование  обобщенной самооценки  личности.
  5. Эмоциональный интеллект в юношеском возрасте является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

     Для доказательства гипотезы проводится исследовательская работа. Для проведения исследования выбирается 30 человек. Выборку составляют юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 лет. Исследование осуществляется на базе УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства».

 

2.1 Исследование  самооценки как одной из составляющих  самосознания юношей и девушек 

 

     Для изучения самооценки юношей и девушек используется методика, предложенная Г.Н. Казанцевой [20]. Данная методика направлена на диагностику уровня самооценки личности и построена в форме традиционного опросника. Испытуемым предлагаются ответить на 20 вопросов, используя ответы «да» (+), «нет» (-) и «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует их поведению в аналогичной ситуации (Приложение А).

Конечные результаты испытуемых находятся в интервале от -3 да +4, что говорит о наличии у них средней и высокой самооценок.

Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания