Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности самосознания юношей и девушек в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
- изучение понятий «самосознание» и «эмоциональный интеллект»;
- изучить особенности самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ……………………………….
1.1 Сущность понятие «самосознание» в психологической литературе и его составляющие………………………………………..
1.2 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе……………………………………………
1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………
2.1 Исследование самооценки как одной из составляющих самосознания…………………………………………………………….
2.2 Исследование эмоционального интеллекта юношей и девушек…
2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия1.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

Средний уровень самооценки имеют 29 человек, высокий – 1 человек, низкий – 0. Процентное соотношение результатов представлено в таблице (таблица 2. 1. 1).

 

Таблица 2.1.1 – уровень самооценки

Уровни, %

Низкий

Средний

Высокий

0

97

3


 

     Как показывают результаты исследования, большинство испытуемых показывают средний уровень самооценки, меньше всего – высокий, низкий уровень самооценки не показывает ни один результат.

 

    Таким образом, для исследования самооценки юношей и девушек, как одной из составляющих самосознания используется методика Г. Н. Казанцевой, представленной в форме опросника. В результате  проведенного эксперимента, полученные результаты показывают наличие у большинства испытуемых среднего уровня самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исследование  эмоционального интеллекта юношей  и девушек

 

     Для исследования эмоционального интеллекта юношей и девушек применяется методика Н. Холла [19]. Испытуемым предлагаются высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны их жизни. Участникам эксперимента отмечают балл в пределах от -3 до +3, который в большей степени отражает их согласие с высказыванием (Приложение Б).

Методика Н. Холла содержит 5 шкал: «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей». Большинство участников исследования показывает низкий уровень развития эмоционального интеллекта. По шкале «Эмоциональная осведомленность»  низкий уровень показывают 18 человек, средний – 12, высокий - 0; по шкале «Управление своими эмоциями» низкий уровень имеют 19 испытуемых, средний – 11 человек, высокий – 0; по шкале «Самомотивация» низкий уровень у 14 участников, 15 имеют средний уровень, 1 – высокий; по шкале «Эмпатия» 22 испытуемых имеют низкий уровень, 8 – средний, 0 – низкий; по шкале «Распознавание эмоций других людей» низкий уровень показывают 23 человека, средний – 7, высокий – 0. Процентное соотношение результатов отражено в таблице (таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1 – Уровень эмоционального интеллекта

Шкала

Уровни, %

Низкий

Средний

Высокий

«Эмоциональная осведомленность»

60

40

0

«Управление своими эмоциями»

63

37

0

«Самомотивация»

47

50

3

«Эмпатия»

73

27

0

«Распознавание эмоций других людей»

76

24

0


 

Согласно результатам  эксперимента, большинство испытуемых показывают низкий уровень развития эмоционального интеллекта по всем шкалам методики, меньшее количество – средний уровень, высокий уровень наблюдается лишь у одного из участников по шкале «Самомотивация».

         Таким образом, используя методику Н. Холла исследуется уровень эмоционального интеллекта по пяти шкалам. Результаты исследования позволяют констатировать, что большинство испытуемых имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте

     Для подтверждения гипотезы исследования проводится корреляционный анализ самосознания и эмоционального интеллекта по методу Спирмена.

    Данный метод  используется с целью статистического  изучения связи между явлениями  и дается оценка тесноты установленной  связи с помощью количественно  выраженного коэффициента.

Полученные данные представлены в виде таблицы (таблица 2.3.1).

     Таблица 2.3.1 — Взаимосвязь самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек

Первая 

переменная

Вторая переменная

Коэффициент

корреляции

Направление

Связи

Сила связи

Самооценка

Эмоциональная

осведомленность

0, 16

 

Нет связи

Самооценка

Управление своими эмоциями

0, 23

Прямое

Слабая

Самооценка

Самомотивация

0, 74

Прямое

Умеренная

Самооценка

Эмпатия

0, 21

Прямое

Слабая

Самооценка

Распознавание эмоций других людей

0, 12

 

Нет связи


 

Уровень самооценки и уровень  управления своими эмоциями у испытуемых связаны между собой прямой слабой связью, то есть чем выше уровень управления своими эмоциями, тем выше самооценка. Так как самооценка является одной из предпосылок управления своими эмоциями,  то уровень объективной оценки личности самого себя зависит от уровня управления своими эмоциями.

Прямой умеренной связью связаны уровень самооценки и уровень сомомотивации: чем выше уровень самомотивации, тем выше самооценка. Поскольку самомотивация предполагает наличие у человека основанного на его внутренних убеждениях желания, для осуществления которого необходим достаточный уровень развития оценки личности самой себя, уровень самооценки зависит от уровня развития самомотивации. 

Уровень самооценки и уровень  эмпатии связаны прямой слабой связью. Это значит, что чем выше уровень эмпатии человека, тем выше его самооценка. Так как эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, а конструкты «отношения» и «переживания» присутствует и в понятии «самооценка», и в понятии «эмпатия», то уровень развития самооценки и уровень эмпатии имеют определенную взаимосвязь.

Таким образом, в ходе исследования получены статистические данные о том, существует взаимосвязь между проявлением самооценки и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Наиболее тесная связь установлена между индексом самооценки и самомотивацией. Это говорит о том, что гипотеза о том, что юноши и девушки со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более адекватное осознание самих себя и своего внутреннего мира, чем их сверстники с более низким уровнем эмоционального интеллекта, доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

По полученным результатам  эмпирического исследования можно  сделать следующие выводы:

  1. Большинство испытуемых имеют средний уровень самооценки.

                Небольшой процент испытуемых  имеет высокую самооценку.

  1. По шкалам «Эмоциональная осведомленность»,  «Управление своими эмоциями», «Эмпатия» и «Распознавание эмоций других людей» большое количество участников эксперимента показывают низкий уровень развития.
  2. Получены статистические данные о том, существует взаимосвязь между самосознанием и эмоциональным интеллектом юношей и девушек. Наиболее тесная связь установлена между индексом самооценки и самомотивацией.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под самосознанием  в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. В процессах самосознания формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. Самосознание относится к одной из социальных предпосылок эмоционального интеллекта - способности воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. 

Самосознание и эмоциональный  интеллект в юношеском возрасте имебт свои особенности: самосознание связано с определением  жизненных планов и целей, нравственных идеалов, эмоциональный интеллект является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми.

Статистические данные, полученные в ходе исследования позволяют утверждать о наличии связи между самосознанием и эмоциональным интеллектом в данном возрасте.

Гипотеза о том, что  юноши и девушки со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более адекватное осознание самих себя и своего внутреннего мира, чем их сверстники с более низким уровнем эмоционального интеллекта.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк - М: Профиздат, 1995. - С 111-129.

2. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации / под ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. - С 128-131.

3. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности / под ред. А.В. Северин - Брест: Изд-во УО «БРГУ им. А.С. Пушкина», 2004. -  С 12-13.

4. Андреева, И. Н.Тендерные стратегии контроля деструктивных эмоций / И. Н. Андреева. - Полоцк: ПТУ, 2005. – С 115-118.

5. Березовская, Т. П.  Психологические особенности эмоционального интеллекта  / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. -  Мн.: БГПУ, 2006.-С 16-20.

6. Гассин, Э.А. Психология прощения / Э. А. Гассин. – М.: Просвещение, 1999.- С. 93-102.

7.  Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – С. 150-157.

8.  Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – С.284-299.

9. Гребенникова, Э. А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: автореферат на соискание доктора психол. Наук / Э. А. Гребенникова. – М.: Академия, 1995. – 197 с.

10. Джекинс, Х. Человеческое в человеке: методы эффективной психокоррекции / под ред.  К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 392-434.

11. Дорфман, Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л. Я. Дорфман // Вопросы психологии. - 1989. № 5 - С. 88—95.

12. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1999. - № 6. С. 44-52.

13. Кабатченко, Т. С. Психология управления / Т. С. Кабатченко: — М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 78-85.

13. Козлов, В. В. Интегративная психология / В. В. Козлов. - М.: Издательство института психотерапии, 2007. – С. 152 – 165. 

14. Кондаков, И. М. Психология: иллюстрированный словарь /И. М.  Кондаков. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 224.

15. Кравченко, А. П. Нарцисс и его отражения / А. П. Кравченко // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 2. С. 96—113.

16. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская. - М.: «Академия», 2001. – С.91-98.

17. Либин, А. В. Дифференциальная психология / А. В. Либин. - М.: Смысл, 2000. – С. 126-131.

18. Люсин,  Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /  Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29—36.

19. Мак-Маллин, Р. Практикум по когнитивной психотерапии / Р. Мак-Маллин. - СПб.: Речь, 2000. – С.142-149.

20. Михайлов, Ф. Г. Сознание и самосознание / Ф. Г. Михайлов. - М. 1991. – С. 5-71.

21. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. - М: КСП+, 2003. – С. 257-271.

22.  Пашина, А. Х. О структуре эмоционального слуха  / А. Х. Пашина // Психологический журнал. - 1992. - № 3. С.76-83.

23. Пашина, А. Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы  / А. Х. Пашина  // Психологический журнал. - 1994. - №3. - С.89-98.

24. Роберте, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Роберте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004.- № 4. - С. 3-26.

25. Рубинштейн, С. Л.. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Речь, 1998. - С. 25-32.

26. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента / В. М. Русалав. - М.: ИПАН, 1990. – С.156.

27. Русалов, В. М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В. М. Русалов, С. И. Дудин // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 12—23.

28. Русалов, В. М. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента /  Е. Р. Наумова, В. М. Русалов // Психологический журнал. - 1999. - № 1. - С. 70-77.

29. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ИН-ФРА-М, 1999. – С. 147-160.

30. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. – С. 67-85.

31. Юнг, К. Г.  Аналитическая психология. Тавистокские лекции / К. Г. Юнг.- СПб.: Кентавр, 1994. -  29 с.

 

 

 


Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания