Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель исследования: показать формирование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс изучения особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ………………………….7
1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности….………..7
1.2 Развитие эмоций в деятельности дошкольников…………..........................13
Вывод к первой главе…………………………………………............................18
Глава 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОННАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………..………………………………………….19
2.1 Цель, задачи, содержание экспериментальной работы …………..………19
2.2 Анализ экспериментальной работы……………………………….……….27
Вывод ко второй главе…………………………………………….…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........
Под влиянием совершаемой ребенком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам. Так, например, у детей раннего возраста эмоциональное предпочтение возникает к тем игрушкам, которыми они научились пользоваться и которые стали необходимыми для игры.
На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.
Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно-эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями [3].
Выводы по первой главе
Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников, мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Самим исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов, но даже сейчас можно встретить высказывание о том, что «дать эмоциям точное научное определение невозможно».
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.
Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.
Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, так как происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому.
ГЛАВА2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОННАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 . Цель, задачи, содержание экспериментальной работы
Для выявления особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностическая работа.
Цель констатирующего этапа эксперимента: изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе мы разработали диагностический комплекс, который состоит из двух методик.
1) Методика Зинкевич - Евстигнеева .
Цель методики: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Исследование можно проводить как индивидуально с одним ребенком, так и группой детей.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики. [рис 1]
Рис.1
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них [10].
Во время работы ведется протокол, и все результаты фиксируются в таблице 1.
Таблица 1
№ | Название диагностируемого показателя | Методика (название теста, автор) | Уровень развития (сформированности) | ||
низкий | средний | высокий | |||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
2)Методика на выявления эмоционального самочувствия детей в детском саду В.В. Суворова.
Цель методики: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста в деятельности по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.
Изучение эмоционального самочувствия ребенка в деятельности проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе.
На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.
Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений, условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус.
Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом:
1. Возбужден
2. Подвижен (бегает, возится)
3. Движения хаотичные, иногда судорожные
4. С трудом успокаивается
5. Любит громко разговаривать
6. Часто кричит
7. Выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию
8. Часто меняет замысел игры
9. Мешает другим детям во время игры, другой деятельности
10. Легко отвлекается
11. Проявляет забывчивость
12. Постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу
13. Проявляет интерес к разговорам взрослых
Примерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом:
1. Пассивен, апатичен
2. Малоподвижен
3. С трудом успокаивается
4. Часто расстраивается, плачет по незначительному поводу
5. Капризничает
6. Избегает контактировать со сверстниками и взрослыми
7. Соглашается на второстепенные роли
8. Не интересуется деятельностью других детей и взрослых
9. Самоустраняется от обращения к взрослому
10. Иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых
Информация о работе Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста