Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать формирование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс изучения особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ………………………….7
1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности….………..7
1.2 Развитие эмоций в деятельности дошкольников…………..........................13
Вывод к первой главе…………………………………………............................18
Глава 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОННАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………..………………………………………….19
2.1 Цель, задачи, содержание экспериментальной работы …………..………19
2.2 Анализ экспериментальной работы……………………………….……….27
Вывод ко второй главе…………………………………………….…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........

Вложенные файлы: 1 файл

Манайдарова Д_201_К- Р по психологии.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

11.              Лжет из боязни

12.              Проявляет большую тревожность при расставании с мамой

              На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% - 25% от общего числа детей группы (от 4 до 6 детей в группе из 25 человек).

      Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада.

На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:

1.                  Ты любишь ходить в детский сад?

2.                  Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?

3.                  Вы дружите в группе?

4.                  Вы часто ссоритесь?

5.                  Тебе хорошо сегодня в группе?

Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно, максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада.

Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения с взрослым должен завершить рассказ, начатый взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой рассказать?»

Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности.

Примеры проективных ситуаций:

              1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом?

              2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом?

              3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом?

              4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом?

Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа.

            По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

            На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе детского сада [29].

 

2.2 Анализ экспериментальной работы

              В дальнейшем мы хотим провести представленный нами диагностический комплекс в детском саду и в следующей своей работе представить результаты проведенных методик.

              Благодаря проведенной работе мы сможем определить эмоционального неблагополучия в группах детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональное благополучие – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции. Основная цель воспитания и образования эмоционального благополучия дошкольника - создание условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка. Уровень формирования эмоциональной сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, наличие механизма эмоционального предвосхищения, являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению. Среди основных методов и приёмов, которые могут использоваться при формировании эмоционального благополучия старших, можно выделить:

1. Наблюдение;

2.Социометрическое исследование;

3. Наглядность;

4. Моделирование;

5.Использование произведений художественной литературы;

6. Развитие речи

7. Использование музыки;

 

Выводы по второй главе

              Представленный нами методический комплекс помогает выявить эмоциональное неблагополучие ребенка, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок в данный момент и личностная тревожность (устойчивая характеристика ребенка).

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятного эмоционального климата в детском саду. Дети должны расти в условиях эмоциональной комфортности, в обстановке, максимально приближенной к домашней. Необходимо расширять практику оформления уголков отдыха и уголков уединения. При этом нет необходимости изыскивать отдельные помещения, так как пространство можно выделять при помощи ширм.

              Для выявления эмоционального состояния  детей, в группах можно завести «экран настроения», который наглядно позволяет педагогу увидеть, есть ли проблемы у детей и постараться решить их вместе; «уголки настроения», где будут помещены рисунки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Можно завести «дневники настроений», при помощи которых дети будут учиться определять свое эмоциональное состояние и фиксировать его в дневнике.

              В качестве основного педагогического средства, помогающего детям в преодолении эмоциональных трудностей, можно предложить игротерапию, в том числе с использованием кукольных персонажей. С помощью игротерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого  самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок в играх позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане.

              Использование игротерапии  с целью преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятия психологического напряжения, создания возможностей для самоконтроля, помогает в профилактике эмоционального неблагополучия детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Анализ теоретических исследований и практического опыта по проблеме позволил сделать ряд обобщений:

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать свое отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий. Эмоции у ребенка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности; ко второй – чувства – устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету; к третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств познания окружающей действительности, присвоения сложного социального опыта, который лежит в основе развития социальной активности. Дидактическая игра важна как средство нравственного развития (Д.В. Менджерицкая, В.Р. Беспалова, Т. М. Бабунова, М.И. Богомолова и другие), как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств присвоения сложного социального опыта.

Система специально подобранных дидактических игр позволяет наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а также способствует развитию у ребенка положительных эмоций.

Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития и зависит от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. / Н. М. Аксарина. – М.: Высшая школа, 1997. – 268с.

2.                  Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций./ П.К. Анохин. – М.: Педагогика, 1984. – с214-276.

3.                  Бреслав, Г. Е. Цветопсихология и цветолечение для всех. / Г. Е. Бреслав. – СПб.: 2000. – 212с.

4.                  Бреслав, Г. Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.Е. Бреслав. – М.: 1990.

5.                  Валюте, В.К. Психология эмоциональных явлений. / В. К. Валюте. - М.: 1976.

6.                  Васильев, И.А. Эмоции и мышление./ Васильев И. А. – М.: 1980.

7.                  Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: 1956.

8.                  Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. -  М.: Педагогика, 1956.

9.                  Выготский, Л. С.  Возрастная и педагогическая психология / А. А. Леонтьев, Л.С. Выготский. – М.: Сб. стат. М., 1992.

10.             Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.- 693с.

11.             Грабенко, Т. Волшебная страна внутри нас / Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеев.,Д. Фролов. – М.: Речь, 2005.

12.             Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – М.: 1985.

13.             Запорожец , А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психологическое развитие ребенка./ А.В. Запорожец. – М.: Педагогика,  1986. – 320с.

14.             Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. -  М.: 1986.

15.             Изард, И. Эмоции человека/ И. Изард. – М.: Речь, 1999.

16.             Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176с.

17.             Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет./ Н. Л. Кряжева.– М.: Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

18.             Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев

19.             Марцинковская, Т. Д.  Детская практическая психология/ Т.Д. Марцинковская. – М.:  Гардарики, 2000. – 255с.

20.             Мухина, В. С. Возрастная психология:  феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.

21.             Немов, Р. С. Психология. В 3-х  кн. Кн. 1.:Общие основы психологии/ Р. С.  Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 687 с.

22.             Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика/ Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

23.             Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М.: Азбуковник, 2004. – 893с.

24.             Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций/ Я. Рейковская. – М.: Прогресс, 1979. 

25.             Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада/ А.А. Рояк. – М.: Дошкольное воспитание, 1977. - №2. 

26.             Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713с

27.             Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/  Е.О. Смирнова. - М.: "Академия", 2000. 

28.             Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии./ Г.А. Урунтаева,  Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 1990. 

29.             Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/Т. П. Хризман, В.Д. Еремеева. – М.: Просвещение,1991 

30.             Шванцара, И. Диагностика психического развития/ И Шванцара. – М.: Прага, 1978

31.             Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989

32.             Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития/ Е. Л. Яковлева.- М.: Вопросы психологии - 1997 - № 4.

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста