Особливості розвитку емоційної сфери дітей з ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Мета дослідження – виявлення ефективності впливу музики на розвиток емоційної сфери молодших школярів з ЗПР.
Відповідно до зазначеної мети дослідження поставлені наступні задачі:
Теоретичний і практичний аналіз літератури з питань розвитку емоційної сфери дітей без відхилень та дітей із ЗПР;
Огляд теоретичної та практичної літератури з використання засобів арт–педагогіки у роботі з дітьми з ЗПР, зокрема музики.

Содержание

ВСТУП
РОЗДІЛ І. Теоретичне обґрунтування проблеми використання засобів арт -педагогіки у розвитку емоційної сфери дітей з ЗПР.
1. Особливості розвитку емоційної сфери у дітей молодшого шкільного віку.
2. Особливості розвитку емоційної сфери у дітей молодшого шкільного віку з ЗПР.
3. Вплив музики на емоційну сферу дітей з ЗПР.
Висновки до розділу І.
РОЗДІЛ ІІ. Експериментальне вивчення розвитку емоційної сфери у дітей з ЗПР молодшого шкільного віку.
1. Визначення рівня розвитку емоційної сфери у дітей з ЗПР молодшого шкільного віку.
2. 2. Використання музики для розвитку емоційної сфери молодших школярів з ЗПР.
2. 3. Контрольний експеримент та аналіз результатів дослідження.
Висновки до розділу ІІ.
ВИСНОВКИ
СПИСОК ВИКОРИСТАНИХ ДЖЕРЕЛ
ДОДАТКИ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.08 Кб (Скачать файл)

Игра «В лесу» 

Дети (совместно с педагогом), как  будто заблудились в лесу, осторожными  шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитателей, двигаются  под музыку через «чащу леса», останавливаясь, присаживаясь и опять  продвигаясь вперёд. В конце преодолев  препятствия, выходят на дорогу, ведущую  домой.

Игра «Смешинки и  злючки»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные  состояния.

Ход игры: педагог предлагает детям  рассмотреть два портрета: на одном  изображено весёлое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображённых на картинке? Как вы узнали? Давайте  посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдём к зеркалу  и постараемся изобразить сначала  весёлое, затем сердитое выражение  лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

Игра «Шкала гнева»

Предлагаемая методика позволяет  детям различать такие состояния, как раздражение, недовольство и  гнев. Взрослый участвует в игре наравне с детьми, демонстрируя разные проявления гнева.

Цель: усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознавать и погасить неприятные чувства, т.е. контролировать проявления собственных чувств.

Материалы: на доске изображается мишень или вешается уже готовая  из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки  с бобами или горохом.

Описание игры: Мешочки бросают  в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают с определённой силой, пропорциональной силе броска. Педагог, для того, чтобы продемонстрировать ребёнку различную силу таких  чувств, как раздражение, гнев, чувство  неудовлетворения, бросает мешочки  в мишень с разной силой.

В начале упражнения педагог объясняет  ребёнку, что раздражение - это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем  предлагает ребёнку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», В начале упражнения педагог объясняет ребёнку, что раздражение это слабая степень  злости, и не очень сильно бросает  мешочек в мишень, затем предлагает ребёнку сделать то же самое и  просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педагог и ребёнок  поочерёдно бросают мешочек со всё большей силой. И, наконец, изо всех сил. Чтобы ребёнок идентифицировал это чувство, педагог обсуждает с ребёнком, что тот ощущает в момент раздражения.

Игра «Портрет»

Цель: научить ребёнка распознавать эмоции - свои и окружающих, развивать  умение схематично их изображать.

Ход игры: Ребёнок садится напротив взрослого. Взрослый - в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, какими их рисовать. Например, какого размера  рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребёнок отвечает. Какие будут глазки - большие или  маленькие, или оставим те, какие  есть?» При этом взрослый обводит  контур глаз на рисунке. «Какого они  будут цвета?». Ребёнок называет. Затем в таком же порядке рисуют нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причём выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость, страх. Далее ребёнку предлагается решить, какое настроение будет у  этого портрета. Если ребёнок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит своё. Если он не отражает своё истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребёнок недоволен собой  и хочет измениться.

Игра «Обида и прощение» 

Дети стоят в парах. Один ребёнок  «плачет», закрыл лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.

Упражнение на распознавание эмоциональных состояний 

Детям раздаются карточки с изображением детского лица с разной мимикой – радость, грусть, гнев, страх (карточки настроения).

І вариант. Детям предлагается прослушать определенное музыкальное произведения и поднять карточку, которая соответсвует настроению музики.

ІІ вариант. Прослушав музыкальное произведение, дети словесно описывают чувства, которые у них возникли и соотносят их с «карточками настроения».

 Упражнение на изображение эмоций

Прослушав определенное музыкальное  произведение, детям предлагается зобразить  ту емоцію, которую они чувствуют.

Приложение 2.

Конспекты занятий

Конспект занятия  «Мой внутренний мир»

Цель: учить детей осознавать свои эмоциональные ощущения, развивать  внимание детей с ЗПР к себе, своим переживаниям, передавать вербально свои чувства.

Оборудование: магнитофон и  диск с музыкой разнообразного настроения; альбомы и цветные карандаши  на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поближе познакомимся с миром, который находится внутри вас. Ваши переживания, настроения, желания-всё  это и есть ваш внутренний мир.

Упражнения:

«Слушаем себя»

Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг..., что происходит внутри каждого из вас. Внимательно прислушайтесь  к своим ощущениям…

Дети слушают музыку и  затем рисуют цветными карандашами, которые они выбрали сами, что  они ощущают в данный момент.

«Тень»

На прогулке девочка ловит  бабочку, жалеет птичку, упала-плачет, заснула и т.д. Ребёнок-тень старается  всё в точности за ней повторять, стараясь передать даже то настроение, которое свойственно этому образу.

 

Конспект занятия  по ознакомлению с эмоцией «Радость»

Цель: расширять представления  детей об эмоции «радость»; учить  понимать свои чувства и чувства  других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя  выразительные средства такие, как  музыка; формировать положительные  чувства и эмоции через улыбку.

Оборудование: музыкальные  произведения, подходящие к эмоции радости; рисунок с изображением весёлого человечка; альбомы и цветные  карандаши на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дети! Пожалуйста, послушайте стихотворение.

Про пана Трулялинского.

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живёт он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тётка - Трулялетка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них ещё котёнок,

По прозванью Трулялёнок,

И в добавок попугай -

Развесёлый Труляляй!..

 

Какое настроение было у  вас, когда вы слушали это стихотворение? Посмотрите на эту картинку (демонстрируется  изображение весёлого человечка). Какое  настроение у этого человечка?

А попробуйте изобразить радость  на своём лице. Что нужно для  этого сделать?

«Что может поднять  тебе настроение?»

Скажите пожалуйста, что  может поднять ваше настроение? Может  быть, весёлая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик? А теперь пусть  каждый нарисует, что помогает ему  вернуть хорошее настроение, что  может его легко развеселить.

«Придумай свой танец»

Включается музыка, а детям  предлагается обозначить движениями, какие чувства несёт в себе данная музыка и танец: озорство, шутка, жизнерадостность, нежность, ласковость, возвышенность, лёгкость, изящество  и т.д.

 

Конспект занятия  по ознакомлению с эмоцией «Страх»

Цель: расширять представление  детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать своё эмоциональное состояние, используя  выразительные средства такие, как  музыка; способствовать снятию страхов  детей.

Оборудование: музыкальные  произведения, подходящие к эмоции «страха»; цветные карандаши и  альбом

Ход занятия:

Проведение игрового упражнения «Маленький храбрец»

До упражнения желательно с ребёнком провести беседу: «Чего  ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?»  Затем ребёнку предлагается нарисовать то, чего он боится. Необходим большой  лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем  возьмите ножницы и перед ребёнком разрежьте его страх на мелкие кусочки, а мелкие - ещё на более  мелкие. Когда страх рассыплется  на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки  в большую бумагу, и чтобы ребёнок  видел, подойдите к мусорному  ведру и выкиньте туда, затем сходите  и выбросите весь мусор - его увезут и сожгут, а вместе с мусором  сожгут и «страх», больше его никогда  не будет.

Упражнение нужно повторить  через одну - две недели. Посмотрите, что изменилось в изображении  страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте  это до тех пор, пока не увидите  недоумённое выражение лица ребёнка  в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«Момент отчаяния»

Представьте себе мальчика, который с родителями приехал  в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет (выразительные движения для мальчика: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую). Попросить детей постараться  изобразить испуганного мальчика.

 

Конспект занятия  по ознакомлению с эмоцией «Гнев»

Цель: расширять представление  детей об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать своё эмоциональное состояние, используя  выразительные средства такие, как  музыка; учить преодолевать негативные настроения.

Оборудование: музыкальные  произведения, подходящие к эмоции «гнев» и спокойная музыка; цветные  карандаши и альбом.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте дети! Продолжим знакомство с различными настроениями. Послушайте отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К.Чуковского(на основе картинок).

…Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя…

Как можно описать настроение Мойдодыра? Изобразите гнев на своём  лице.

« В магазине зеркал»

Обезьянка(ребёнок) перед  зеркалом сначала весело кривляется, а затем злится.

«Злой человечек»

А теперь нарисуйте человечков со злым, сердитым выражением лица. Во время рисования вместе обсуждают  какие должны быть брови, глаза, губы, нос и т.д.

« Уходи, злость, уходи!»

Это упражнение проводится в конце занятия.

Педагог предлагает прогнать это настроение. Дети ложатся на ковёр по кругу. Закройте глаза. Со всей силы крикните: «Уходи, злость, уходи!». Можете при этом постучать ногами и руками по полу.

Затем детям предлагается лечь в позу «звезды», широко раздвинув  ноги и руки, и спокойно лежать, слушая музыку.

 

Конспект занятия  по ознакомлению с эмоцией «Грусть»

Цель: расширять представление  детей об эмоции «грусть»; учить  понимать свои чувства и чувства  других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя  выразительные средства такие, как  музыка; учить преодолевать негативные настроения.

Оборудование: музыкальные  произведения, подходящие к эмоции «грусть»;рисунок грустного человечка; цветные карандаши и альбом.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте вспомним вместе с вами сказку «Волк и семеро козлят». Сейчас я  прочитаю вам отрывок из этой сказки(основа на картинки).

«…проглотил волк шестерых козлят, пошёл в лес, лёг под  куст, да и заснул крепким сном.

А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стекла выбиты, нет козлятушек, нет  ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать-рыдать…»

Какое настроение было у  козы, когда она, придя домой, не увидела  своих козлятушек?

Педагог показывает детям  рисунок с грустным человечком. Постарайтесь изобразить на своём лице грусть (брови  слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз, уголки глаз тоже направлены вниз).

Информация о работе Особливості розвитку емоційної сфери дітей з ЗПР