Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1 Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье ……………..….6
1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении
детей……………………………………………………………………...…..…8
1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14
2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18
2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и
гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26
Заключение……………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. НАТАЛЬЯ психология 2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Гипоопека заставляет страдать детей от депрессии, апатии, безынициативности. Такие дети склонны к аутоагрессии (причинение себе вреда в психической или физической сферах), суицидам.  Их легко вовлечь в плохую компанию. И если жертва гиперопеки в плохую компанию идет осмысленно, бунтарствуя и препятствуя подавлению своей личности, то жертва гипоопеки идет туда, куда ее поманили, где обратили на нее внимание, где легче выделиться. А в плохой компании это сделать легче и быстрее.

Таким образом, мы раскрыли понятие и сущность детско-родительских отношений; выявили особенности родительского отношение к единственному ребёнку в семье. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, восприятие ребенка членами семьи. Единственный ребенок в семье - типичный случай гиперопеки.

Можно сделать вывод, что губительна для детей и  гипоопека, и гиперопека.

 

2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

 

2.1 Описание и ход  исследования

 

         В начале исследования мы предположили, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются такие отклонения в поведении как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

         Поэтому задачей эмпирической части исследования является :

       1. Выявить гиперопекаемых и гипоопекаемых детей в группе;

         2. Познакомить  родителей с современными психолого-педагогическими  знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка.

        3. По результатам теста наладить взаимодействие семьи и детского сада по коррекционно-педагогической работе.

        Методики исследования : «Тест-опросник  родительского отношения» (А.Я. Варга,  В.В. Столин), «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, Д. Дорки, В. Амен).

        Объектом данной курсовой работы является процесс воспитания детей.

Предметом исследования выступают отклонения в поведении, возникающие при  гиперопеке и  гипоопеке детей.

В исследовании участвовали  воспитанники старшей группы МБДОУ №52 г. Новороссийска в количестве 18 человек, в возрасте от 4,5 до 6 лет.

Ход исследования.

Для выявления гиперопекаемых и гипоопекаемых детей в группе проведем диагностика с родителями детей. Диагностика проводится с помощью опросника «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Родителям были предъявлены листы опросника, ручки. Дана следующая инструкция: «Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».

Лист опросника представлен  в приложении А.

Далее, в течение недели было проведено наблюдение за гиперопекаемыми  и гипоопекаемыми детьми.

Затем с помощью методики разработанной американскими психологами Р. Теммл,  Д. Дорки, В. Амен  была исследована и оценена тревожность детей всей средней группы МБ ДОУ №52 (18 человек).

Стимульный материал методики состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка  ситуацию (Приложение Б).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное[2].

Рисунки показывали детям  в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходила в  отдельной комнате. Бланк ответов представлен в Приложении В.

Ответы родителей и  дошкольников обработаны согласно рекомендациям  методик и занесены в таблицы, размещенные в п.2.2 настоящей работы.

 

2.2 Результаты исследования  и интерпретация

 

Результаты опроса родителей по методике «Типы воспитания» сведем в таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики родителей по опроснику «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

ФИО

родителя

Типы воспитания

«Кумир семьи»

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

«Золушка»

«Ежовые рукавицы»

Повышенная моральная ответственность

 «Культ болезни»

«Кронпринц»

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

А.А.П.

6

8

-

-

-

2

3

1

5

1

2

Б.О. Л.

-

2

-

-

1

2

-

-

-

1

2

В.А.А.

-

-

10

5

6

-

-

-

-

1

1

Г.Р.О.

2

3

-

-

5

-

4

-

2

2

3

Д.П.Р.

-

-

-

-

-

2

1

1

2

2

1

Е.П.О.

1

1

1

2

2

-

2

1

-

1

1

М.О.Л.

3

9

-

-

-

2

1

1

2

2

2

Н.А.А.

2

2

-

-

1

-

-

2

2

2

1

О.Р.Л.

3

3

-

-

1

2

2

-

2

1

1

О.Е.Д.

-

-

8

5

3

2

-

-

-

2

1

П.И.Т.

-

-

1

-

2

1

-

-

-

2

1

Р.Р.Ж.

3

10

-

-

-

3

3

1

2

-

-

С.С.Г.

1

2

1

2

1

2

3

1

2

1

3

Ф.И.С.

2

2

3

2

2

2

3

1

2

1

3

Ф.А.А.

-

2

-

-

2

2

2

-

-

2

1

Ф.М.И.

2

9

-

-

-

1

2

2

3

-

-

Ш.И.О.

-

-

9

2

3

1

-

-

-

1

1

Я.А.А.

1

1

1

2

1

2

-

1

2

-

1


Таким образом, в результате опроса родителей, можно сделать вывод, что  4 ребенка находятся под гиперопекой (А.Н., М.С., Р.А., Ф.М.) и 3 ребенка воспитываются по типу гипоопеки (В.Д, О.М., Ш.Т.).

Причем в семье у  А. наблюдается синергитический тип воспитания: гиперопека усиливается такими типами как «Кумир семьи» и «Кронпринц».

«Кумир семьи». Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые "таланты", любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников  в запросах, "кумир" семьи нередко  отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам  умыться и одеться. Родители освобождают  малыша от всех обязанностей. И это  скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну, а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где, если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы сами культивировали это.

Воспитание по типу "кронпринца". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Им трудно выкроить минуту, чтоб поиграть немного с малышом, узнать о том, что его беспокоит или чего ему хочется. И недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью - одаривая и задаривая малыша. Ребенок окружен ценнейшими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Но детям не нужны ценнейшие подарки или вещи - им нужен нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово. 

Наверное, при первой же возможности многие из них отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой, чтоб им, как всем, было можно делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они, как все, могли в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, а может быть, на речку, чтобы они, как все... Но их родители не могут быть, как все. И потому не в силах отыскать причину своего недовольства.

В семье у В. гипоопека усиливается такими типами воспитания как «Безнадзорность» и «Золушка».

Безнадзорность. Пожалуй, безнадзорность - это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

Воспитание по типу "Золушки". В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтобы походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести, довольно часто неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения: он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы разрешаются, как в сказке, и исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше. Такие дети, вырастая, часто "мстят" родителям за далеко не "золотое" свое украденное детство.

Результаты наблюдения за детьми занесены в таблицу 2.

Таблица  2 – Результаты наблюдения за гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми.

Поведение

 А.Н.

 М.С.

 Р.А.

Ф.М.

В.Д.

О.М.

Ш.Т.

Проявляли агрессию

-

-

-

-

+

+

+

Специально ломали игрушки

-

-

-

-

+

+

+

Проявляли любопытство

+

+

+

+

-

-

-

Дрались

-

-

-

-

+

+

+

Грубили воспитателям

-

-

-

-

+

+

+

Нарушение сна

-

-

-

-

+

+

+

Сосали палец

-

-

-

-

-

+

-

Легко шли на контакт, коммуницировали с другими детьми

-

-

-

-

-

-

-

Самостоятельно одевались  на прогулку

-

-

-

-

-

-

-

Проявляли настойчивость

-

-

-

-

-

-

-

Разговаривали с воображаемым другом

-

-

-

-

+

+

+


Данные наблюдения, приведенного в таблице 2 показывают, что поведение  детей соответствует отклонениям возникающим при гиперопеке и гипоопеке.

После обработки бланков ответов по методике «Выбери нужное лицо», ответы детей были занесены в сводную таблицу 3.

Таблица 3 – Сводная  таблица результатов диагностики у детей тревожности по методике Р.Теммпл,  Д.Дорки, В. Амен 

ФИ ребенка

Выбор ребенком соответствующего лица (+) –эмоционально положительный  выбор; (-) –эмоционально отрицательный  выбор

Число (+)

Число (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.Н.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

2

12

Б.А.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

12

2

В.Д.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

1

13

Г.С.

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

8

6

Д.П.

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

8

6

Е.О.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

9

5

М.С.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

2

12

Н.Р.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

9

5

О.И.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

9

5

О.М.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

1

13

П.В.

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

8

6

Р.А.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

3

11

С.Е.

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

8

6

Ф.О.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

12

2

Ф.В.

+

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

+

8

6

Ф.Р.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

3

11

Ш.Т.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

1

13

Я.П.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

12

2

Информация о работе Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста