Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1 Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье ……………..….6
1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении
детей……………………………………………………………………...…..…8
1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14
2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18
2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и
гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26
Заключение……………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. НАТАЛЬЯ психология 2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

На основе заполненных  протоколов  вычислим индекс тревожности  каждого ребенка по формуле (1):

 

ИТ=n/14*100%,          где (1)

 

n – количество эмоционально-негативных выборов

Полученный показатель соотносится с уровневыми данными:

  • Высокий уровень тревожности (ИТ более 50%);
  • Средний уровень тревожности (ИТ в пределах от 20 % до 49%)
  • Низкий уровень тревожности (ИТ в интервале от 0% до 19%).

Вычислим уровень тревожности  детей, результаты сведем в таблицу 4.

Таблица  4 – Уровень  тревожности детей  (Р.Теммпл,  Д.Дорки, В. Амен) 

п/п

ФИ ребенка

Алгоритм расчета

% тревожности

1

А.Н.

12/14*100%

85,7

2

Б.А.

2/14*100%

14,3

3

В.Д.

13/14*100%

92,8

4

Г.С.

6/14*100%

42,8

5

Д.П.

6/14*100%

42,8

6

Е.О.

5/14*100%

35,7

7

М.С.

12/14*100%

85,7

8

Н.Р.

5/14*100%

35,7

9

О.И.

5/14*100%

35,7

10

О.М.

13/14*100%

92,8

11

П.В.

6/14*100%

42,8

12

Р.А.

11/14*100%

78,6

13

С.Е.

6/14*100%

42,8

14

Ф.О.

2/14*100%

14,3

15

Ф.В.

6/14*100%

42,8

16

Ф.Р.

11/14*100%

78,6

17

Ш.Т.

13/14*100%

92,8

18

Я.П.

2/14*100%

14,3


 

Полученные данные сведем в таблицу внутригруппового распределения  показателей теста тревожности (Таблица 5).

 

 

Таблица  5 - Внутригрупповое распределение показателей теста тревожности

Уровень тревожности

Всего

Мальчики

Девочки

%

К*

%

К

%

К

Высокий

38,9

7

57,1

4

27,3

3

Средний

44,4

8

28,6

2

54,5

6

Низкий

16,7

3

14,3

1

18,2

2

Отсутствует

-

-

-

-

-

-


* К- количественный показатель.

Психологически допустимым считается средний уровень тревожности. Показатели, указывающие на высокий  и низкий индекс тревожности свидетельствуют  о нарушениях эмоционального развития детей.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что высоким уровнем тревожности обладают именно гиперопекаемые и гипоопекаемые дети: А.Н., В.Д., М.С., Р.А., О.М., Ф.Р., Ш.Т..

С данными детьми и  их родителями необходимо проводить  коррекционно-педагогическую работу.

 

2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и родителями

 

Для психолога компенсация  явлений гиперпротекции (гиперопеки) гипопротекции (гипоопеки) представляет собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная проблема создана ими и только ими может быть успешно решена. Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности.

Подлинная же самоотверженность  требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный психолог с трудом может восполнить.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы:

С детьми:

  • Сказкотерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Психогимнастика;
  • Совместные мероприятия родителей с детьми;
  • Телесная терапия;
  • Драмотерапия;
  • Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

С родителями:

  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы по конкретным ситуациям;
  • Совместные мероприятия родителей с детьми;
  • Круглые столы.

В течение года рекомендуется применять методы и приемы:

  • Сюжетная игра «Семья», «День рождения Насти», «Поездка в гости к бабушке»
  • Драмотерапия («Красная Шапочка» – Красная Шапочка, «Под грибом» – гриб, «Маша и медведь» - Маша, «Гуси-лебеди» – сестра, «Волк и семеро козлят» – мама Коза)
  • Сказкотерапия «Муравьишки»
  • Организация личной художественной выставки ребенка (рисунки, поделки, лепка и др.). Роль девочки - экскурсовод
  • Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул любви и дружбы», «Змейка»)
  • Телесная терапия («Соломинка на ветру», «Гармоничный танец»)

Советы родителям.

Создание положительной  психологической атмосферы в  семье. Если в семье присутствуют любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим садом.

Нормальные взаимоотношения  детей и родителей в семье  строятся на взаимном уважении и доверии  их друг к другу. Дети видят в родителях  советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает.

А если в семье постоянны обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех членов семьи повышается уровень тревожности.

Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Формула истиной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

Необходимо выработать для себя правило не оценивать  негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.

Истинная любовь поможет  родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В.А. Сухомлинский говорил, что«ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца»[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Детско-родительские отношения  – это система межличностных  установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Дисгармоничное воспитание возникает когда неверно выбраны  детско-родительские отношения, при  малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность  - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Гипоопека — эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи. Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся, замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям  в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.

В рамках курсовой работы была проведена диагностика детско-родительких отношений и поведения детей старшей группы МБ ДОУ №52. Диагностика показала, что в группе 4 ребенка воспитываются по типу гиперопеки и 3 ребенка по типу гипоопеки.

Наблюдение в течение  недели за этими детьми выявило ряд  отклонений в поведении: беспомощное  поведение (неумение одеться, умыться, завязать шнурки), тревожность, неумение отстаивать свою точку зрения, агрессию (специально ломали игрушки, грубили воспитателям, дрались). Проведенный тест с помощью методики «Выбери нужное лицо» подтвердил гипотезу, выдвинутую в начале исследования, что гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют высокий уровень тревожности.

Гипотеза исследования, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются отклонения в поведении такие, как тревожность, неуверенность в себе, подтвердилась.

Были даны рекомендации по коррекционно-педагогической работе с данными детьми и их родителями.

Таким образом, выводы очевидны:  всем понятно, что детей нужно любить и любить безусловной любовью — такими, какие они есть, и просто за то, что они у нас вообще есть.

О качественном общении  с ребенком нельзя говорить, когда  мать целый день с малышом дома, но при этом она постоянно занята, а на него отвлекается только для  удовлетворения его естественных надобностей: покормить, переодеть, помыть, погулять. Это количество.

А качество, — когда  мама и папа уделяют время для  совместных игр, чтения книг, разговорам, занятием творчеством. На прогулке, если ребенок уже не спит, общаться не с подругами, а со своим ребенком. Побуждать его познавательную активность, ведь ребенок столько всего может узнать от родителей.  И много времени для этого не нужно. А при правильной организации своего времени, его будет хватать на большое количество дел.

И очень важно, как  можно чаще обнимать, целовать своего кроху, говорить ему, что вы его любите.

Будущее наших детей  — в наших руках. Только родительские отношение и воспитание определят, как будут ориентированы наши дети в жизни, что от нее будут  ждать, что от нее будут получать, как добиваться поставленных целей  и будут ли вообще у них эти цели. Это большая ответственность и нужно всегда об этом помнить.

Информация о работе Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста