Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:09, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализ) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога. Задачи практики: Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога; Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностическая практика.docx

— 115.91 Кб (Скачать файл)

Второй раздел значительно  более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умтсвенного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики, когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту - педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Таким образом, в детском  саду педагог-психолог присутствует в  перу ю очередь для того. Чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

 

 

 

 

Приложение 1.

Должностная инструкция педагога-психолога

Общие положения

Педагог-психолог относится  к категории специалистов, принимается  и освобождается от должности  приказом.

На должность педагога-психолога  без категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование  с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления  требований к  стажу  работы, 2 категории – стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории – стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории – стаж работы по специальности  не менее 10  лет.

 

Педагог-психолог должен знать:

Конституцию РБ.

Законы РБ, постановления  и решения Правительства РБ и  орагнов управления образованием по вопросам образования.

Декларацию прав и свобод человека.

Конвенцию о правах ребенка.

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей.

Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую  и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Правила внутреннего трудового  распорядка ДОУ.

Производственные инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной  работе.

Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-видеоаппаратура  и др), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.

Правила оказания первой доврачебной  помощи пострадавшему и порядок  обращения за помощью при получении  травмы.

Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы  по охране труда.

«Положение об особенностях расследования несчастных случаев  на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Настоящую инструкцию и трудовой договор.

На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности  исполняет лицо, назначенное приказом руководителя ДОУ. Данное лицо приобретает  соответствующие права и несет  ответственность за качественное и  своевременное исполнение возложенных  на него обязанностей.

Должностные обязанности  Педагога-психолога:

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального  благополучия детей в процессе воспитания и обучения.

Содействует охране прав личности в соотвествии с Конвенцией по охране прав ребенка.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает  меры по оказанию различного вида психологической  помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому  коллективу в решении конкретных проблем.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей.

Ведет документацию по установленной  форме и использует ее по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных  программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей.

Осуществляет педагогическую поддержку одаренных детей, содействует  их развитию и поиску.

Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Формирует психологическую  культуру детей, педагогических работников и родителей.

Консультирует работников ДОУ  по вопросам практического применения психологии.

Ежедневно перед началом  работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них.

Выполняет только ту работу, которая входит в должностные  обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы  ее выполнения.

Соблюдает установленные  правила, нормы и инструкции по охране труда.

Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря.

Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми.

В любом случае получения  травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния  своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в зравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации.

Систематически совершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельной  подготовки.

В установленном порядке  проходит обучение по охране труда  и предусмотренные периодические  медицинские осмотры.

Проводит диагностику  детей, связанную с определением уровня психологического развития и  подготовкой их к школе.

Права. Педагог-психолог вправе:

Знакомиться с проектами  решений руководства ДОУ, касающимися его деятельности.

По вопросам, находящимся  в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения  по улучшению деятельности и совершенствованию  методов работы, замечания по деятельности работников ДОУ, предлагать варианты устранения имеющихся недостатков.

Запрашивать лично или  по поручению руководства ДОУ от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Привлекать специалистов всех структурных подразделений  к решению задач, возложенных  на него.

Требовать от руководства  ДОУ оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Повышать свою квалификацию.

Ответственность. Педагог-психолог несет ответственность:

За правонарушения, совершенные  в процессе своей деятельности –  в пределах, определенных действующим  административным, уголовным и гражданским  законодательством РБ.

За причинение материального  ущерба – в пределах, определенных  действующим административным, уголовным  и гражданским законодательством  РБ.

За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью детей. В данном случае педагог-психолог может быть освобожден от должности в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания.

За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических  правил.

 

 

 

Контент анализ

Цели психодиагностического  исследования: изучение тревожности  дошкольников и особенностей развития дестко-родительских отношений в семье.

Задачи: 1.определить уровень  тревожности детей старшего дошкольного  возраста.

2. определить уровень  знаний и представлений у родителей  о задачах, содержании и методах  воспитания детей.

3. определить удовлетворенность  своим положением в семье самого  ребенка.

4. выяснить родительское  отношение к ребенку.

Для исследования применялись  следующие методы:

- рисуночный тест «Кинетический  рисунок семьи»;

- методика «выбери нужное  лицо»;

- тестирование родителей:  «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- анкета для родителей.

Исследование проводилось  на базе ГУО №432 г. Минска. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

 

Тест Р.Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи".

Цель: - исследование межличностных  отношений в семье (глазами ребёнка);- выявление отношений в семье.

Методика проведения: ребёнку  предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены  были чем-либо заняты.

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштриховка, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и  к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а  также соотношение людей и  вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:1. Наличие беспокойства у детей  об отношении к ним взрослых.2. Эмоциональное напряжение и дистанция.3. Дискомфорт.4. Наличие враждебности по отношению к взрослым. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 4 семьи (40%). В качестве примера разберём несколько рисунков. Оля С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 6 семей (60%). В качестве примера рассмотрим рисунок Сергея С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Сергея (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений нельзя отнести ни один из рисунков. Результаты теста представлены в диаграмме 1.

 

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам  выявить причины, вызывающие у детей  тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;-отсутствие  общения с родителями;

-неблагополучная обстановка  в семье (алкоголизм одного  из родителей);

-общение с ребёнком  на повышенных тонах.

По результатам этого  теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера  положительных детско-родительских отношений. В основном они носят  переменный характер. В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

 

Методика «Выбери нужное лицо» (Диагностика тревожности  ребенка)

 

 Эта методика представляет  собой детский тест тревожности,  разработанный американскими психологами  Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

 

 Тревожность, испытываемая  человеком по отношению к определённой  ситуации, не обязательно будет  точно так же проявляться в  другой социальной ситуации, и  это зависит от отрицательного  эмоционального опыта, приобретенного  ребёнком в данной и иных  жизненных ситуациях. Именно отрицательный  эмоциональный опыт повышает  и порождает тревожность как  черту личности и тревожное,  беспокойное поведение ребёнка.

Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»