Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:09, отчет по практике
Цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализ) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога. Задачи практики: Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога; Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;
Таким образом, все
познавательные процессы
Готовность к школе.
В подготовке детей
к школе немалую роль играет
специальная воспитательная
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Эмоциональная зрелость
в основном понимается как
уменьшение импульсивных
К социальной зрелости
относится потребность ребенка
в общении со сверстниками
и умение подчинять свое
Под интеллектуальной
зрелостью понимают
По современным
У детей шестилетнего
возраста следует отметить
Память шестилетнего
ребенка отличается высокой
Рубрикатор
Название методики: Рисунок семьи
Автор: Г.Т. Хоментаускас
Литература: Хоментаускас Г.Т. использование десткого рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, №1, 1986, с. 165-171.
Теоретическая основа: Вульф придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение, разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений. Одна их них – рисунок по заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф анализирует: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи; б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях. По мнению Вульфа, последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребенок рисует от более значимого к менее. Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположением в игровой ситуации. Вульф первым выделил характеристики рисунка, которые позже будут объектом интепретации у других авторов. Хьюлс анализирует сам процесс рисования: использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии. Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об его общем эмоциональном состоянии. Корман анализирует рисунок в трех аспектах: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства); б) формальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок). Корман еще вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы: 1. Провакационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств (например: «Кто в семье самый плохой?»); 2. «Социометрические» вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор (например: «Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»); 3. Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали. Р. Бернс и С. Кауфман («Кинетический рисунок семьи») предложили свою схему интепретации, выделив четыре клинически значимых уровня анализа: а) характеристики индивидуальных фигур КРС; б) действия КРС; в) стиль; г) символы. В 1985 году Хоментаускас Г.Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в превую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
Предмет диагностики: Диагностика внутрисемейных отношений.
Операциональный статус: проективная методика.
Сопряженные практические задачи: выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Комплектность исполнителя: психолог.
Комплектность и состав методики:
Материалы: Стандартный чистый лист бумаги формата А4, простой карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый).
Инструкция: «нарисуй свою семью, которые чем-либо заняты». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). Из беседы с ребенком, котоая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
А) чья семья изображена им на рисунке – его самого, или какого-нибудь его друга, или вымошленного героя;
Б) где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
В) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье, что они делают? Кто это придумал?;
Г) кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
Д) кто самый грустный и почему;
Е) кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему;
Ж) если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
З) если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
Вопросы Г и Д провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.