Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:09, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализ) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога. Задачи практики: Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога; Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностическая практика.docx

— 115.91 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, все  познавательные процессы развиваются  и совершенствуются в игровой  деятельности ребенка.

 

 Готовность к школе.

 

 В подготовке детей  к школе немалую роль играет  специальная воспитательная работа, которая ведется в старших  группах детского сада. Но она  должна представлять собой не  попытку оказания скорой помощи, а опираться на все предшествующие  достижения в психическом развитии. Не может быть ничего вреднее,  чем загромождение памяти детей  большим количеством разрозненных  сведений или механическое вдалбливание  навыков чтения и счета. Совсем  другое дело, когда дети получают  обобщенные и систематизированные  знания, когда их обучают ориентироваться  в новых областях действительности (в количественных отношениях  вещей, в звуковой материи языка)  и организуют овладение навыками  на этой широкой основе. В процессе  такого обучения у детей вырабатываются  такие начатки теоретического  подхода к действительности, которые  дадут им возможность в будущем  сознательно усваивать любые  знания.

 

 Традиционно выделяются  три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и  социальный.

 

 Эмоциональная зрелость  в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций  и возможность длительное время  выполнять не очень привлекательное  задание.

 

 К социальной зрелости  относится потребность ребенка  в общении со сверстниками  и умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения.

 

 Под интеллектуальной  зрелостью понимают дифференцированное  восприятие (перцептивная зрелость); концентрацию внимания; аналитическое  мышление, выражающееся в способности  постижения основных связей между  явлениями; возможность логического  запоминания; умение воспроизводить  образец, а также развитие тонких  движений руки и сенсомоторную  координацию. Можно сказать, что  понимаемая таким образом интеллектуальную  зрелость в существенной мере  отражает функциональное созревание  структур головного мозга.

 

 По современным неврологическим  представлениям к шести годам  происходит важный перелом в  морфологическом и функциональном  развитии головного мозга. Вес  мозга шестилетнего ребенка составляет  примерно 90% веса мозга взрослого  человека. Степень сформированности различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушариймозга условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Т.е., мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него учебной деятельности.

 

 

 У детей шестилетнего  возраста следует отметить общую  тенденцию – постепенный переход  от доминирования непроизвольных  форм психической деятельности  и поведения к произвольным  формам.

 

 Память шестилетнего  ребенка отличается высокой степенью  механического запоминания, связанного  с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети  запоминают стихотворения, сказки. Несмотря на заметные успехи  в развитии произвольного запоминания,  непроизвольное запоминание пока  еще остается доминирующим видом  запоминания. Дети еще не умеют  управлять своим запоминанием, некоторые  из них даже не понимают, что  означает требование взрослых  запомнить. Самоконтроль запоминания  еще не сформирован. Хорошо, быстро  и прочно запоминается то, что  интересно, что произвело сильное  впечатление. Увеличивается объем  запоминаемого материала. Образная  память пока еще преобладает  над словесно-логической, несмотря  на заметное развитие последней.

 

 

Рубрикатор

Название методики: Рисунок  семьи

Автор: Г.Т. Хоментаускас

Литература: Хоментаускас Г.Т. использование десткого рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, №1, 1986, с. 165-171.

Теоретическая основа: Вульф  придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение, разработал ряд методик  для оценки внутрисемейных отношений. Одна их них – рисунок по заданию  «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф  анализирует: а) последовательность рисования  членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи; б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях. По мнению Вульфа, последовательность в рисовании может указывать  на значимость роли рисуемых людей  в семье – ребенок рисует от более значимого к менее. Вульф  проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в  рисунке и их расположением в  игровой ситуации. Вульф первым выделил  характеристики рисунка, которые позже  будут объектом интепретации у других авторов. Хьюлс анализирует сам процесс рисования: использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии. Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об его общем эмоциональном состоянии. Корман анализирует рисунок в трех аспектах: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства); б) формальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок). Корман еще вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы: 1. Провакационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств (например: «Кто в семье самый плохой?»); 2. «Социометрические» вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор (например: «Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»); 3. Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали. Р. Бернс и С. Кауфман («Кинетический рисунок семьи») предложили свою схему интепретации, выделив четыре клинически значимых уровня анализа: а) характеристики индивидуальных фигур КРС; б) действия КРС; в) стиль; г) символы. В 1985 году Хоментаускас Г.Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в превую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

Предмет диагностики: Диагностика  внутрисемейных отношений.

Операциональный статус: проективная методика.

Сопряженные практические задачи: выявить отношение ребенка к  членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в  семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные  и конфликтные чувства.

Комплектность исполнителя: психолог.

Комплектность и состав методики:

Материалы: Стандартный чистый лист бумаги формата А4, простой карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый).

Инструкция: «нарисуй свою семью, которые чем-либо заняты». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок  спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно  длится не более 35 минут). Из беседы с  ребенком, котоая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

А) чья семья изображена им на рисунке – его самого, или  какого-нибудь его друга, или вымошленного героя;

Б) где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

В) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье, что они делают? Кто это придумал?;

Г) кто из них самый  приятный и почему, кто самый счастливый и почему;

Д) кто самый грустный и почему;

Е) кого предпочитает сам  ребенок из всех персонажей и почему;

Ж) если бы все собрались  на прогулку на автомобиле, но места  на всех не хватило, то кто бы из них  остался дома;

З) если один из детей ведет  себя плохо, как он будет наказан.

Вопросы Г и Д провоцируют  ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует  настаивать на эксплицитном ответе.


Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»