Когнитивно-поведенческий
тренинг осуществляется с помощью ролевых
игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья
– целостная система. И именно
поэтому проблемы диады “родитель-ребёнок”
не могут быть решены только
благодаря психокоррекции ребёнка
и родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий.
Как средство коррекции
детско-родительских отношений выделяется
социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим
тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная
на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается
использование своеобразных форм
обучения знаниям, умениям, техникам
в сфере общения, деятельности
и коррекции.
Социально-психологический
тренинг – один из методов
активного обучения и психологического
воздействия, осуществляемого в
процессе интенсивного группового
взаимодействия и направленного
на повышение компетентности
в сфере общения, в котором
общий принцип активности обучаемого
дополняется принципом рефлексии
над собственным поведением других
участников группы
В процессе социально-психологического
тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая
дискуссия (базовый методический
приём), ролевая игра, невербальные
упражнения и так далее.
На рост тревожности
дошкольника оказывает определённое
влияние эмоциональных детско-родительских
отношений. В результате ребёнок
находится под давлением родителей.
Методы коррекции органического
уровня: фито- и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и
сосредоточения, обратить внимание
на режим дня, питание, прогулки,
достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального
уровня самосознания направлены
на стабилизацию эмоционального
состояния, на развитие эмпатии
и адекватных защитных проявлений (игровая
терапия, окотерапия, деятельная терапия
и т.д.).
Методы коррекции личностного
уровня: упражнение типа “Вживание
в образ”, терапевтическое общение,
а также эффективные проективные
методики: рисование страхов, составление
рассказов по специальным картинкам
и так далее.
Семья для дошкольника
– “социальный микроскоп”, в
котором он постепенно приобщается
к социальной жизни. Нередко
в воспитании детей допускаются
ошибки, которые связаны с неправильным
представлением родителей о воспитании
ребёнка, незнания его психологических,
возрастных и индивидуальных особенностей,
что приводит к нарушениям в системе детско-родительских
отношений.
Для того, чтобы складывался
позитивный тип детско-родительских
отношений, надо формировать педагогическую
грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась
система работы с родителями
или формы сотрудничества, которые
способствуют повышению педагогической
культуры родителей. В работе
с родителями используется как
коллективная, так и индивидуальная
форма работы. К коллективным
формам работы относятся: собрание
для родителей, практикумы, семинары.
К индивидуальным: консультации, папки-передвижки,
беседы, посещение на дому.
В свете инновационных
подходов к воспитанию и обучению
дошкольников широкое распространение
получили такие формы как: семейные
клубы, конкурсы семейных газет,
создание домашней видиотеки, участие
родителей в спортивных детских мероприятиях,
культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки),
посещение природы и т. д.
Для преодоления тревожности
дошкольников и коррекции детско-родительских
отношений, наиболее значимыми
являются формы работы по обогащению
знаний родителей (собрания, индивидуальные
консультации, разнообразные клубы,
изучение родителями психолого-педагогической
литературы по воспитанию детей).
Родительские отношения
– это система разнообразных
чувств к ребёнку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении
с ним, особенностей восприятия
и понимания характера и личности
ребёнка, его поступков.
Выделяются следующие
типы родительских отношений:
диктат, опека, невмешательство,
паритет, сотрудничество. Использование
неэффективного типа родительского
отношения ведет к возникновению
тревожности у ребенка. Тревожность
ребёнка на начальной стадии
проявляется ситуативно, но впоследствии
может перерасти в личностную.
Чтобы тревожность не приобрела
личностный характер, необходимо
насыщать родителей знаниями
о психологических особенностях
возраста их ребенка, о задачах,
формах, методах воспитания.
7. Коррекционная программа
по созданию психолого–педагогических
условий для преодоления тревожностей
для детей шестого года жизни в системе
детско–родительских отношений
Цель коррекционной
программы:
- создание психолого-педагогических
условий для преодоления тревожности
у детей через коррекцию детско-родительских
отношений;
- апробирование эффективных
форм работы с родителями, направленных
на повышение педагогической
грамотности.
Задачи:
- формирование знаний
о психолого-педагогических особенностях
ребенка шестого года жизни.
- формирование позитивных
взаимоотношений между родителями
и детьми.
- коррекция тревожности
у детей в системе детско-родительских
отношений.
Коррекционная программа
была направлена на работу
с родителями и детьми. Содержание
работы реализовывалось через
ряд этапов:
пропедевтический;
вводный;
развивающий;
контрольно-оценочный.
На формирующем этапе
в исследовании приняло участие
20 родителей и 20 детей (содержание
коррекционной работы указано
в приложении 4).
Ход коррекционной
работы:
Первый этап, направленный
на установление доброжелательных
отношений с родителями и детьми,
начался со знакомства. Ведущий
назвал свое имя и рассказал
о себе и предложил сделать
то же самое остальным. Во
время проведения игр не все
родители и дети были раскованны.
Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.
Общее впечатление
от занятия у родителей и
детей положительное.
На втором этапе
родители были более активны,
с интересом прослушали лекцию
о психологических особенностях
детей шестилетнего возраста. Они
отметили актуальность этой темы. Просмотр
фильма вызвал эмоциональный отклик, многие
родители посмотрели на детей другими
глазами.
Проведенное родительское
собрание помогло понять многим
родителям, что они воспитывают
своих детей так же, как воспитывали
когда-то их самих, осознали
свои ошибки в воспитании.
Дети также принимали
активное участие в беседах.
Все с удовольствием рассказывали
о праздниках, которые они отмечают
семьей. Большинство детей любят
“Новый год” и “День рождения”.
Руслан М. сказал: “Я больше
всего люблю Пасху, мы с мамой
красим очень красивые яйца”.
На третьем этапе
все родители принимали активное
участие в дискуссии. Велось
активное обсуждение при разрешении
педагогических ситуаций. Большинству
родителей не составило труда
охарактеризовать своего ребенка.
Для выявления детских
страхов, для развития умения
говорить о своих негативных
переживаниях открыто с детьми
провели упражнение “Расскажи
свои страхи”. Сначала дети
не решались говорить, чего они
боятся, но после рассказа ведущего
о своих детских страхах дети
включились в разговор и рассказали
свои страхи. Только Руслан М.
сказал: “Я не знаю, чего я боюсь!”.
В рисовании своих страхов
дети с удовольствием принимали
участие.
На совместном детско-родительском
занятии было изготовлено много
интересных поделок. Было видно,
что детям очень нравится совместная
работа с родителями. Очень красивую
птицу сделали Вадим К. вместе
со своим папой. После изготовления
поделок была организованна выставка.
В играх также участвовали
все с удовольствием. Только
маме Игоря Р. показалось, что
упражнения, которые выполняет ее
сын, слишком сложные, и она
отказалась от них, что вызвало
негативную реакцию у ребенка.
В основном занятия
на этом этапе проходили в
теплой и дружеской обстановке.
На четвертом этапе
родители делились впечатлениями
о проведенных занятиях. Они пришли
к общему мнению, что стали
по-другому смотреть на своих
детей, пересмотрели свои отношения
с ними, стали обращать внимание
на своего ребенка как на
личность.
Папа Вадима К. сказал:
“Мне так понравились ваши
занятия, я открыл много нового
для себя, понял, в чём мы
допускали ошибки при воспитании
своего сына. Теперь у нас дома
благоприятная атмосфера и нашу
семью можно назвать счастливой”.
Дети с большой любовью
делали подарки в виде рисунков
для своих родителей.
В результате мы
провели спортивный праздник
для детей и родителей, который
прошел в очень веселой обстановке.
Все закончилось чаепитием.
Родители и дети делились своими
положительными эмоциями. Мама Ани
К. сказала: “Мы все стали
одной большой дружной семьей”.
Таким образом, коррекционные
занятия позволили установить
более теплый эмоциональный контакт
между родителями и детьми, способствовали
закреплению доброжелательности
и понимания в их взаимоотношениях.
На наш взгляд, наиболее
эффективными формами работы
были дискуссии, так как каждый
высказывал свое мнение и всей
группой находили наиболее оптимальное
решение проблемы: проигрывание
педагогических ситуаций, потому
что со стороны можно лучше
увидеть и осознать ошибки, которые
ты сам допускаешь; совместные
занятия с детьми – они сближают
родителей и детей, помогают
лучше понять друг друга.
С целью выявления
эффективности внедренной нами
коррекционной программы был
проведен контрольный этап по
тем же методикам исследования.
Анализ полученных
результатов убедил нас, что
произошли существенные изменения
в детско-родительских отношениях.
На низком уровне
детско-родительских отношений осталась
одна семья из двадцати; 14 (70%) семей
перешло на высокий уровень
детско-родительских отношений; 5 (25%)
семей - на средний уровень. (диаграмма
4)
Диаграмма 4.
Игры, способствующие
снижению уровня тревожности ребенка
У ребенка с высоким
уровнем тревожности укрепляются
черты боязливости и робости
в игре со сверстниками. Не
следует поспешно требовать включения
в группу играющих. Надо только
почаще предоставлять возможность
играть рядом с детьми, наблюдать
за игрой детского коллектива
и лишь осторожно и постепенно
вводить ребенка в игру. Иногда
нужно приглашать близкого товарища
или подругу. Привыкнув к парной
игре, дети легче войдут в играющий
коллектив.
Очень частым проявлением
детской тревожности становятся
страхи. Под влиянием прочитанных
сказок, просмотренных кинофильмов
дети начинают бояться темноты,
им представляются устрашающие
образы. Дети подолгу не могут
заснуть, плачут, требуют постоянного
присутствия взрослого. Иногда
у детей возникают состояния
общей повышенной тревожности,
что бывает в семьях, где ребенка
воспитывают чрезмерно строго
или запугивают, желая добиться
послушания.
Для борьбы с подобными
страхами можно использовать
игру, вводя в нее устрашающий
персонаж. Дети, у которых есть, например,
страх бабы-яги или Кощея, могут
принять участие в игре по
сюжету «поход к Кощею и
бабе-яге». Для этого можно построить
замок Кощея, избушку на курьих
ножках. Потом надо отправиться
в путь, а на пути пройти
несколько препятствий. Перейти
через воображаемый темный лес,
глубокую речку. Можно использовать
в игре маски или кукол. Обязательно
надо позволить ребенку быть
воинственным, угрожать Кощею. Полезно
поменяться ролями, чтобы ребенок
сам побыл Кощеем или бабой-ягой.
После чего надо изменить игровой
сюжет так, чтобы устрашающий
образ перестал быть угрожающим.
Встречаясь лицом к лицу со
своим страхом в присутствии
родителей или воспитателей, ребенок
приучается преодолевать волнующие
его переживания. У ребенка
с повышенным уровнем тревожности
полезно повышать уверенность
в своих силах, самооценку. В
этом могут помочь подвижные
соревновательные игры. Надо постоянно
отмечать успехи и достижения
ребенка. «Смотри, каким ты
стал ловким, вот как у тебя
стало здорово получаться!» В
игре легче всего преодолеваются
и устраняются самые разные
детские страхи.
Специалистам хорошо
известно, что при лечении любых
форм детской нервности успех
достигается не тогда, когда
удается устранить тот или
иной недостаток, симптом, а тогда,
когда в какой-то мере удается
удовлетворить основные потребности
формирующейся личности ребенка,
насколько широко открываются
перспективы ее развития. Это
помогает не только преодолевать
уже сложившиеся неблагоприятные
формы поведения, но, главное,
ликвидировать почву для фиксации
новых осложнений развития. Именно
игра является движущей силой развития
и укрепления всех сторон душевной жизни
ребенка.