Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:48, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики:
Изучить основные направления работы педагога-психолога в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Сформировать активную профессиональную позицию педагога-психолога среднего образовательного учреждения.
В ходе практики студент решает следующие задачи:
Знакомится со спецификой работы педагога-психолога в школе.
Закрепляет теоретические знания и практические умения взаимодействия с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов.
Формирует практические умения в диагностическом, коррекционно-развивающем и социально-педагогическом направлениях работы педагога-психолога

Содержание

1.Дневник студента-практиканта……………………………………………………….……….3
2.База практики……………………………………………………………………….…………..5
3.Цель практики………………………………………………………………………….……….6
4.Список диагностических методик…………………………………………………….…….....7
5.Психологическое заключение № 1…………………………………………………….……....8
6.Психологическое заключение № 2……………………………………………………….…...10
7.Психологическое заключение № 3……………………………………………………………12
8.Психологическое заключение № 4……………………………………………………....…....16
9.Психологическое заключение № 5…………………………………………………...……….18
10.Диагностика социального взаимодействия в 10 классе………………………………..…….20
11.Анкета для родителей………………………………………………………………….………21
12.Лекция для родителей…………………………………………………………………......…...23
13.Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога…………28
14.Характеристика на студента-практиканта от куратора практики по месту прохождения...31
15.Литература………………………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

practica.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: Рефлексивность мышления высокая, решены все анаграммы, быстро установлена логическая связь в  решении анаграмм.

Тревожность: наблюдается повышенный уровень тревожности связанный с различными формами включения в жизнь школы, имеется тенденция к страху самовыражения, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, а так же проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Внимание: При выполнении монотонных заданий  происходит быстрое утомление и снижение работоспособности. Наблюдается нарушение концентрации и устойчивости внимания.

 

Рекомендации:

-по снижению уровня школьной тревожности:

1. Повышение самооценки ребенка: 
- оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребёнке и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам; 
- называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых; 
- сравнивать результаты деятельности данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад; 
- не давать задания, которые выполняются за определенное, фиксированное время, не следует торопить и подгонять его с ответом; 
- постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза", которое будет вселять чувство доверия в душу ребенка. 
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения: 
- игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.), в основе которых лежит телесный контакт; 
- элементы массажа и даже простое растирание тела, которые также способствуют снятию мышечного напряжения; 
3. Обработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка: - сюжетно-ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни  ребенка) 
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует, как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки.

 

-Рекомендации по развитию внимания:

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.  
 
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.  
 
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.  
 
Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.  

 

Психологическое заключение № 5

Фамилия имя отчество: Подгорная Елена Станиславовна

Возраст на момент обследования 16 лет

 

 

    1. Общая характеристика возрастного развития

Подгорная Елена старательная, трудолюбивая ученица. Овладевает учебным материалом на достаточном уровне. Учится в меру своих сил, обнаруживает логическое мышление. Имеет особенный интерес к изучению истории, литературы. На уроках не всегда бывает внимательной, но активная, иногда не выполняет домашние задания, имеет отличную память. Школу посещает регулярно. 

К выполнению общественных поручений всегда относится добросовестно, принимает активное участие в общественной жизни школы. Скромная, товарищеская, сдержанная. Правила поведения всегда сознательно выполняет. Пользуется авторитетом среди одноклассников. Поддерживает дружеские отношения со многими учениками.  

 

 

    1. Познавательная сфера

 

А) Список диагностических процедур и методик

Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.

 

2

Исследование ситуативной и  личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.

3

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Исследование самооценки.

Индивид., письменная.


 

Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: уровень выраженности рефлексивности высокий, решены все  анаграммы. Стратегия решения анаграмм свернутая, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Память: Объем кратковременного запоминания  средний, уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Внимание: Уровень переключения внимания средний.

Рекомендации:

Для учащихся по развитию памяти.

• Заучивайте учебный материал с  желанием знать и запомнить. 
 • Ставьте себе цель запомнить надолго. 
 • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание. 
 • Многократно повторяйте заученное. 
 • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно. 
 • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз. 
 • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». 

 

 

               Диагностика социального взаимодействия  в 10  классе

Цель диагностики: определить психологический  климат класса.

Задачи:

Изучить самооценку детей.

Узнать какое место в классе занимает каждый учащийся

Вопросы исследования:

Кого из класса ты взял бы в команду по спортивным соревнованиям?

Кого из класса ты взял бы в разведку?

С кем из класса ты хотел бы жить на одной лестничной площадке?

Кому из класса ты отправишь открытку?

Сколько человек из класса выбрали  тебя?

Результаты диагностики:

По итогам проведенного исследования было выявлено следующее:

в данном классе есть 4 лидера:

Галушка– 20 выборов

Свирида– 18 выборов

Чебан– 18 выборов

Рябова– 18 выборов

5 человек – предпочитаемые:

Чумаков– 16 выборов

Радукан– 15 выборов

Шевчишина – 12 выборов

Препелица– 11 выборов

Мырза– 11 выборов

3 человека – пренебрегаемые:

Ткачук– 7 выборов

Бостан– 4 выбора

Фуйор– 4 выбора

8 человек  – отверженные:

Сорокин– 1 выбор

Якина – 1 выбор

Зыкин– 1 выбор

Матвеев– 1 выбор

Пахоми– 0

Александров– 0

Долинский– 0

Ковальук– 0

Данный класс является не сплоченным и делится на две подгруппы, следовательно, половина класса не общается со второй половиной класса. Среди лидеров  есть один ярко выраженный (Парова). Так  же результат показал большое  количество отверженных учащихся данного класса (в особенности  Зеленкина, Заровский).

Рекомендации классному руководителю:

1. Проведение внеклассных мероприятий с целью повышения самооценки учащихся.

2. Совместная работа с социальным педагогом, педагогом-психологом.

3. Проведение классного часа с целью положительных взаимоотношений учащихся.

 

Анкета для родителей:

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам  выбрать наиболее интересующую Вас  тему беседы с педагогом-психологом на предстоящем родительском собрании. Ниже даны примерные темы бесед, Вам  нужно обвести одну, ту которая вам более близка и интересна.

 

Темы бесед:

  1. Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.
  2. Об ответственности родителей за воспитание детей.
  3. Трудовое воспитание детей в семье.
  4. Приучение детей к бережливости.
  5. Развитие у детей интереса к науке и технике.
  6. Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.
  7. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.
  8. Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.
  9. Воспитание прилежания у детей в семье.
  10. Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.
  11. О мерах поощрения и наказания детей в семье.
  12. Воспитание вежливости и предупредительности у детей.
  13. Приучение детей к скромности.
  14. Воспитание уважения к старшим.
  15. Значение режима дня в воспитании детей в семье.
  16. Роль семьи в нравственном воспитании детей.
  17. Воспитание у детей честности и правдивости.
  18. Развитие у детей чувства коллективизма.
  19. Воспитание дружбы и товарищества у детей.
  20. Воспитание характера у детей.
  21. Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
  22. О половом воспитании детей в семье.
  23. Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье.
  24. Как руководить внеклассным чтением детей в семье.
  25. Закаливание организма ребенка.
  26. Роль семьи в развитии детского спорта.
  27. Эстетическое воспитание детей в семье.
  28. Как развивать у детей творческие дарования. 
  29. Как развивать у детей интерес и любовь к труду.
  30. Организация рабочего уголка школьника в семье.
  31. Как помочь школьникам выбрать профессию.
  32. Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.
  33. Правила и ошибки выбора профессии.
  34. Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.
  35. Социальные и профессиональные ориентации молодежи.
  36. Положение молодежи на современном рынке труда.
  37. Востребованность профессий на рынке труда.
  38. Требования работодателя к молодым специалистам.
  39. Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.
  40. Объективные условия выбора профессии.
  41. Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.
  42. Профилактика и разрешение конфликтов в семье.
  43. Трудный подросток. Кто он?
  44. Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.
  45. Формирование мотивации достижения.
  46. Формирование мотивации обучения.
  47. Психология общения.
  48. Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.
  49. Психосексуальное развитие подростков.
  50. Психологические особенности подростков.
  51. Психологические особенности детей разного возраста.

 

Анализ анкетирования:

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье – 52%

Трудный подросток. Кто он? – 21%

О мерах поощрения и наказания детей в семье. – 10%

Остальные темы - менее 10%

 

 

 

Лекция для родителей

 Дисциплина  
            Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.  
            Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?  
            Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы).  
            Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?  
            Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.  
            Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.  
            Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.  
            Правило второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.  
            Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда “коса находит на камень”.  
            Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.  
            В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.  
            Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.  
            Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу).  
            Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем играть и дружить…  
            Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.  
            В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтной принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.  
            Оранжевая зона действия – ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.  
            Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.  
            Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.  
            Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.  
            Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками.  
            Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают из брандспойта и комната готова для следующей группы. Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже.  
            Другой пример относится к подростковому возрасту. Начиная лет с десяти-одиннадцати ребятам становится особенно важно общаться со сверстниками. Ребята часто перестают слушаться родителей и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах “не дружить”, “не ходить”, “не надевать”, “не участвовать”.  
            Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время родители вошли в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью, согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно.  
            Что же остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.  
            Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.  
            Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.  
            Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.  
            Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.  
            Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.  
            Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.  
            И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …  
            Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Здесь поможет активное слушание.  
            Активно слушать ребёнка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребёнка совершенно особое впечатление.

 
Важные особенности беседы по способу активного слушания.  
            Во-первых, очень важно чтобы ваши и ребёнка глаза находились на одном уровне, так как ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.  
            Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.  
            Часто на вопрос “Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете “Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.  
            В-третьих, очень важно в беседе “держать паузу”. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а в сторону “внутрь” и “вдаль”, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.  
            В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.  
            Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же самые фразы, но при этом точно угадываете переживания ребёнка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.  
            Если вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребёнка, не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы её приняли.  
            Три результата активного слушания:  
            Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка  
            Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.  
            Ребёнок, при активном слушании, сам продвигается в решении своей проблемы.  
            Приказы же и “Ты – сообщения” усугубляют сопротивление ребёнка. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: “Спичками не играют” вместо “Не смей играть спичками!”, “Конфеты едят после обеда” вместо “Сейчас же положи конфету назад!”, “Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули” вместо “Перестань мучить кошку!”  
            И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.  
            Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки).  
            И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.  
Раздел II. Трудные дети  
            Непослушных детей, а тем более детей “отбившихся от рук” принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число “трудных” обычно попадают дети не “худшие”, а особенно чувствительные и ранимые. Они “сходят с рельсов” под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.  
            Причины стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять, а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.  
            Существуют четыре основные причины серьёзных нарушений поведения детей.  
            Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.  
            Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Конечно, это не приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.  
            Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.  
            Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно своё, а это – главное!  
            Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим; ребёнка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся…           

Информация о работе Отчет по практике в школе