Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:19, реферат
Память - это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.
Память - это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.
Различают два вида
фиксации: кратковременную память (следы
внешних раздражений
Сохранение в
памяти следов раздражений зависит
от способности человека к восприятию
- репродукции фиксированной
У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т. е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.
НООПЕПТ – инновационный
лекарственный препарат уникальной
пептидной структуры. В его составе
содержатся важные для организма
аминокислоты (дипептиды), которые воздействуют
на нейроны коры головного мозга,
помогая восстановить память и повысить
концентрацию внимания. НООПЕПТ способствует
восстановлению памяти, действуя на ВСЕ
фазы: начальную обработку
Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия - частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.
У больных с тяжело
протекающим церебральным атеросклерозом,
органическим поражением центральной
нервной системы может
При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.
Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии.
В клинике психиатрии
нередко наблюдают фиксационную
амнезию. Она проявляется в
Обострение воспоминаний
- гипермнезия - одновременном незначительном
изменении функции запоминания
наблюдается при тяжелых
При тяжелых депрессивных
состояниях, сопровождающихся выраженной
тоской, угнетенностью, больные жалуются
на обострение памяти на неприятные события,
несчастья далекого прошлого. При
этом в целом снижается процесс
запоминания и развивается
Все отмеченные расстройства памяти относятся к ее количественным нарушения.
Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.
К качественным расстройствам
памяти относятся и конфабуляции.
Это такое состояние, когда провалы
в памяти заполняются вымышленными,
нередко фантастическими
Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия. Парамнезии же, возникающие при инфекционных, благоприятно протекающих сосудистых психозах или алкогольном психозе Корсакова, в процессе выздоровления обычно имеют тенденцию к обратному развитию.
Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.
Долгое время
причины различных нарушений
памяти истолковывались с точки
зрения узколокалистических
При попытках ученых
определить специфические зоны коры,
ответственные за функцию памяти,
было обнаружено, что следы ее активизируются,
когда раздражению током
Решая проблему механизма памяти, Сеченов (1863) и Павлов (192) на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей.
В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти. Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.
Речь и ее нарушения, афазии
Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность — речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
Устная речь и устное речевое
высказывание формируется до 2-3 лет,
в то время как письмо и чтение,
связанные с овладением грамотой
— существенно позднее. В возрасте
4-5 мес возникает «лепетная речь»,
к 6 мес в речи ребенка начинают
встречаться фрагменты, благодаря
ударению и мелодике напоминающие слово.
Этапами формирования речевой коммуникации
ребенка являются овладение произвольной
слухоречевой памятью и восприятием,
использование в целях
Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
Для произнесения слова необходимо,
чтобы представление о нем
через группу волокон, называемых дугообразным
пучком, из зоны Вернике поступило
в зону Брока, расположенную в
нижней лобной извилине. Следствием этого
является возникновение детальной
программы артикуляции, которая
реализуется благодаря
Из клинического опыта
известно, что наиболее выраженные
речевые расстройства возникают
при левосторонних поражениях коры,
что традиционно трактовалось в
пользу соответствующей полушарной
доминантности по речи. Однако ряд
фактов — отсутствие речевых двигательных
расстройств при повреждениях зоны
Брока во время удаления части
лобных долей (лоботомии), восстановление
речи у больных с нарушенной двигательной
активностью (кататонией) после удаления
в правом полушарии зоны, симметричной
зоне Брока и др. — явились
прецедентами, указывающими на роль взаимодействия
полушарий. Кроме того, было установлено,
что при возникновении