Память. Понятие и виды. Процессы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Как отмечает Шапутье, если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация играет роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Содержание

Введение 2
1. Виды памяти
1.1 Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память 2 - 4
1.2 Роль некоторых факторов в процессе запоминания 4 - 5
2. Процессы, связанные с памятью 5
2.1 Кодирование и хранение (архивизация) 5 - 7
2.2 Извлечение 7
2.3 Забывание и факторы на него влияющие 7 - 10
3. Память и ее развитие 10
Заключение 11 - 12
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Память понятие и виды. процессы памяти..docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                                стр

Введение                                                                                                      2

1. Виды памяти

1.1 Сенсорная память. Кратковременная  и долговременная память    2 - 4

1.2 Роль некоторых факторов в  процессе запоминания                         4 - 5

2. Процессы, связанные с памятью                                                            5

2.1 Кодирование и хранение (архивизация)                                              5 - 7                                         

2.2 Извлечение                                                                                            7

2.3 Забывание и факторы на  него влияющие                                           7 - 10

3. Память и ее развитие                                                                             10                                                                  

Заключение                                                                                                 11 - 12

Список использованной литературы                                                         12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Как отмечает Шапутье, если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

          Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация играет роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются  в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной  фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу  не оставалось бы следов, формирующих  навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась  вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько  перегруженными, что мозг, в конце  концов, уже не мог бы отделять главное  от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность  не только к запоминанию, но и к  забыванию.

1. Виды памяти

1.1 Сенсорная память. Кратковременная  и долговременная память

Большинство психологов признают существование  трех уровней памяти, различающихся  по тому, как долго на каждом из них  может сохраняться информация. В  соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную  память и долговременную память.

Сенсорная память. Кратковременная  и долговременная память. Как следует  из ее названия, сенсорная память - это  примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются  лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга  к поступившим сигналам. Если этого  не происходит, то менее чем за секунду  следы стираются и сенсорная  память заполняется новыми сигналами.

Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают  при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого  промежутка времени сохраняться, и  за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы  передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется  не только определенной длительностью  удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Было установлено, что кратковременная  память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется  очень немного информации - например, какое-то число или несколько  слогов из трех-четырех букв.

В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в  памяти, она по истечении этого  промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим себе, например, что  мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а  линия оказалась занятой. Если при  этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут  нам придется искать его снова.

С 1885 года Эббингауз ставил сам  над собой опыты с целью  выяснить, сколько информации он может  одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами  или же названиями семи предметов. Это  «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено  Миллером. Он показал, что память действительно  в среднем не может хранить  одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов  это число может колебаться в  пределах от 5 до 9.

Если необходимо в течение короткого  времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким  образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно  допустимого. Так, номер банковского  счета 30637402710, состоящий из одиннадцати  элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, десять).

Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к  которым прибегают для лучшего  запоминания, могут использоваться оба эти механизма.

Хорошим примером того, как емкость  кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножить 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать  этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят  при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных  операций и данных, быстро перегружающее  кратковременную память.

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются  в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой  библиотеке: книги то снимаются с  них, то ставятся обратно в зависимости  от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в  ней определенные элементы, выбранные  из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они  зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также  от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

1.2 Роль некоторых факторов  в процессе запоминания

Если какое-то событие повторяется  много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу  умножения и вообще все то, что  было более или менее добровольно  выучено в детстве или в  течение жизни. Так, первые песенки  или стишки, которые мы выучили  в школе и на радость всей семье  пели или читали каждый день. Пожилые  люди поражают нас способностью вспоминать прошлые события. Однако на самом  деле это может быть связано лишь с тем, что о таких событиях они рассказывали или слышали  много раз. Тот раз, когда приходили  гости, запоминаются нам навсегда, как  и другие события подобного рода.

Точно так же можно объяснить  и удивительную точность некоторых  воспоминаний пожилых людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших  дедов. На самом же деле то, что они  рассказывают, - это, как правило, какие-то достопримечательные события, часто  с очень глубоким эмоциональным  подтекстом. Такие события столько  раз пересказываются самим человеком  или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же они представляют собой лишь очень  небольшую часть тех многих тысяч  ситуаций, которыми была полна долголетняя  жизнь человека и которые в  большинстве своем были забыты.

Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается  более важным для запоминания, чем  само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у  другого.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули  принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется  в памяти, всегда тесно связано  с ситуацией, в которой оно  запомнилось. Поэтому извлекать  что-либо из памяти всегда легче в  том контексте, в котором произошло  запоминание. Это явление следует  связывать с тем фактом, что, как  мы уже неоднократно подчеркивали, научение чаще всего зависит от состояния  сознания или эмоционального состояния  в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных  эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие  вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать  имена всех футболистов в некоторых  командах, но порой не способен запомнить  имена трех знаменитых психологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести  мотив последней модной песенки  и даже вспомнить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий  или дебатов мы легче запоминаем аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

Мотивация играет в запоминании  и другую роль. Как показала Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных  контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл  примеров - как в лекциях, так и  в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда  студент самостоятельно работает над  предметом, устанавливает связи  между различными его аспектами  или пытается проиллюстрировать  какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.

Мнемотехнические приемы представляют собой род «гимнастики для  ума», позволяющей запоминать списки предметов или тезисы предстоящей  речи. Однако не существует никаких  «трюков» для выработки хорошей  памяти. Лучший способ усовершенствовать  ее - это научиться должным образом  организовывать информацию в момент запоминания.

Что же касается обучения, то тут, по крайней  мере, одно совершенно ясно: зазубривание перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний. Очень многие студенты садятся  за учебники только в сессию и исключительно  для того, чтобы получить хорошую  оценку. Подобный подход, которому сильно способствует традиционная система  обучения, чрезвычайно вреден для  накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для  запоминания преподносится в  различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и  быстрое извлечение их из долговременной памяти.

2. Процессы, связанные с  памятью

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это кодирование, в  ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая  уже есть в памяти. И наконец, третий этап - это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что  именно мы действительно запомнили.

2.1 Кодирование и хранение (архивизация)

Процесс кодирования начинается уже  на стадии сенсорной памяти, когда  распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется  во время передачи информации в кратковременную  память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов  запоминаемого. Однако основной процесс  кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных  характеристик информации.

Архивизация - это накопление материала  в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая  или семантическая память, архивизация  происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.

В эпизодической памяти хранится вся  информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта  память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны  данной культуре и позволяют познавать  мир. Кроме того, в семантической  памяти хранятся правила, лежащие в  основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая  память служит своего рода каркасом для  событий текущей жизни, которые  хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем  дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это  отображается уже в эпизодической  памяти.

Информация о работе Память. Понятие и виды. Процессы памяти