Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
Актуальность
В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности
Таким образом,
личностно-ориентированное обуч
Целевые ориентации
Условия реализации личностно-ориентированного подхода
Модель личностно-
Е.Н. Шиянов приводит следующий алгоритм разработки и внедрения личностно - развивающей технологии
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Знания – дети удивления и
любопытства.
Луи де Бройль
Актуальность
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации
Этапы постановки и решения проблемы
1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3.Поиск решения проблемы
(проверка гипотез, методов
4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
5.Первичное усвоение новых
Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации
Этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию |
Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. |
Выявляют противоречие
или ранее неизвестное в |
2.Анализ проблемной ситуации. |
Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. |
Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия. |
3.Поиск решения проблемы. |
Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. |
Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы. |
4.Решение проблемы. |
Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической). |
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. |
Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. |
Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку. |
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Актуальность
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
Особенности образовательного процесса:
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие групп. |
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности. организует работу по формированию творческих групп, |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы |
Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. |
Разрабатывает задания,
вопросы для поисковой вариантов по реализации проекта. |
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. |
Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Выполнение – выполнение проекта |
Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. |
Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы. |
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. |
Презентация – защита проекта. |
Докладывают о результатах своей работы |
Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |