Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

sovr_obr_tekhn_v_nach_shk_1.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

                                 Э.  Ильенков

Актуальность

В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты.  При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности 

Таким образом, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

Целевые ориентации

  • Саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса.
  • Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.
  • Совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений.

Условия реализации личностно-ориентированного подхода

  • Направленность образовательного процесса на самоопределение, самосовершенствование личности учащегося.
  • Учет особенностей личностного развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
  • Поиск лучших качеств личности.
  • Применение психолого-педагогической диагностики личности.
  • Прогнозирование развития личности.
  • Конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.

 

Модель личностно-ориентрованого обучения


 


Е.Н. Шиянов приводит следующий алгоритм разработки и внедрения личностно - развивающей технологии

    1. Определение цели этапа образовательного процесса, обусловленной содержанием стадии развития личности;
    2. Анализ ведущего противоречия, характерного для данного этапа и стадии развития личности, обоснование условий его разрешения.
    3. Выявление особенностей ценностных ориентаций, уровня развития мотивационно - ценностного отношения к педагогической деятельности, а также общего развития личности.
    4. Определение доминирующего для каждого этапа вида деятельности, выявление и отбор способов осуществления.
    5. Обоснование логики организации образовательного процесса на конкретном этапе, анализ испытываемых трудностей и определение в этой связи специфики задач и способов деятельности обучающего.

 

4.  ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Знания –  дети удивления и 

любопытства.

                        Луи де Бройль

Актуальность

Обращение к проблематизации  обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном  этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий  проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков  формируется исследовательский метод обучения,   основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова.  В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения  освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.

Актуальность данной технологии определяется развитием  высокого уровня мотивации к учебной  деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих  противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Целевые ориентации

  • Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы  постановки и решения проблемы

1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2. Анализ проблемной  ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения  проблемы).

4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1.Постановка задания,  вызывающего проблемную ситуацию

Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.

Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

2.Анализ проблемной  ситуации.

Организует работу по актуализации знаний, определению области  знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.

Высказывают различные  мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

3.Поиск решения проблемы.

Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

Осуществляют отбор  гипотез, выбирают метод решения  проблемы.

4.Решение проблемы.

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют решение  проблемы  с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения  проблемы в принятой форме (буквенной, графической).

5.Первичное усвоение  новых знаний, способов учебных  действий.

Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.

Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.


 

5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который  зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются  Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли  методом  проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные  его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей   идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе  построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся. 

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном  этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации

Создание условий, при  которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

 

Особенности образовательного процесса:

  • интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
  • интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
  • индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Этапы

Деятельность  учащихся

Деятельность  учителя

Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта,  формирование творческих групп,  определение форм выражения итогов проектной деятельности

Уточняют информацию,  обсуждают задание, принимают общее решение по теме,

формируют творческие групп.

Отбирает возможные  темы и предлагает их учащимся. Объясняет  цель, мотивирует к деятельности.

организует работу по формированию творческих групп,

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

 Разрабатывает задания,  вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает  участие в обсуждении

 вариантов по реализации  проекта.

Принятие решения –

сбор и уточнение  информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение  плана деятельности.

Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор  гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Выполнение –

выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением.  Учащиеся вначале  по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют  выводы.

Наблюдает за деятельностью  учащихся, принимает участие в  обсуждении.

Презентация –

защита проекта.

Докладывают о результатах  своей работы

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Информация о работе Педагогические технологии