Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
Проекты могут быть различными по содержанию:
монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
По формам организации:
индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проектов в начальной школе (Миронова И. 2004).:
Вопросы и задания:
ЗАДАНИЕ 1. Известно, что метод проектов был задуман как межпредметная технология, составляющая альтернативу классно-урочной системе. В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии на современном этапе?
ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?
ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии.
ЗАДАНИЕ 4. Изучив познавательные интересы своих учащихся, разработайте 1-2 проекта, сделав их индивидуальными, парными, групповыми. В Приложении приведены примеры различных учебных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы. Возможно, приведенные разработки помогут определиться с тематикой, видом проекта, исходя из направленности вашей педагогической деятельности.
Зайцев
Николай Александрович - педагог-новатор,
академик Академии творческой педагогики,
автор образовательных
Комплекс
оригинальных методических приемов, разработанных
за 30 лет целенаправленной творческой
деятельности Н.А. Зайцева, базируется
на исследованиях классиков
Сущность
технологии Н.А. Зайцева в том, что
он выстраивает учебный процесс
на основах природосообразного развития
ребенка, через отношение и
Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН - СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, монотехнология.
По типу управления: система малых групп - дифференциация + «репетитор».
По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная т индивидуальная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему
методу: объяснительно-
По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации:
• Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.
Концептуальные положения
• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.
• Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.
• Соединение обучения с пением.
• Путь к чтению лежит через письмо.
• Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.
• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.
• Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.
Особенности содержания:
Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.
Кубики различаются:
- по 12 цветовым признакам ;
- по объему;
- по звучанию наполнителя ;
- по вибрации наполнителя;
- по весу;
- по сочетаниям признаков.
По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ.
Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.
Игра-пособие «Стосчет» . В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 ... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см . Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы — белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом, количественном и компоновочном . Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с однои двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.
Особенности методики:
Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.
А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого.
Последовательность тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения.
Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.
Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.
7. Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
Сегодня на базе бывшей
лаборатории открыт
Систему развивающего обучения
по Л.В.Занкову можно назвать
системой раннего
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно ориентированная.
По преобладающему методу: развивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: массовая.
Целевые ориентации
• Высокое общее развитие личности.
• Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
Концептуальные дидактические положения
Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:
- целенаправленное развитие
на основе комплексной
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- осознание ребенком процесса учения;
- включение в процессе обучения
не только рациональной, но и
эмоциональной сферы (роль
- проблематизация содержания (коллизии);
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания
Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором - географии, в третьем - рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.
Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.
Принцип ведущей роли
Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
Центральное место занимает
работа по