Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

sovr_obr_tekhn_v_nach_shk_1.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)



 

Проекты могут быть различными по содержанию:

монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);

надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации:

индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме  (2-6 часов);

среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);

долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);

педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Современные исследователи  определяют основные требования к использованию метода проектов  в начальной школе (Миронова И. 2004).:

    1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
    2. Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
    3. Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
    4. Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Вопросы и задания:

ЗАДАНИЕ 1. Известно, что метод проектов был задуман как межпредметная технология, составляющая  альтернативу классно-урочной системе. В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии на современном этапе?

ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?

ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии.

ЗАДАНИЕ 4. Изучив познавательные интересы своих учащихся, разработайте 1-2 проекта, сделав их индивидуальными, парными, групповыми. В Приложении приведены примеры различных учебных  проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы. Возможно, приведенные разработки помогут определиться с тематикой, видом проекта, исходя из направленности вашей педагогической деятельности.

6. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Зайцев  Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых  подходах к обучению грамоте и  обеспечивающих высокую результативность.

Комплекс  оригинальных методических приемов, разработанных  за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной  науки о человеке - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.

Сущность  технологии Н.А. Зайцева в том, что  он выстраивает учебный процесс  на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Само  по себе абстрактно-логическое, речевое  отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования  именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в  развитии целостной личности, а к замедлению его.

Классификационные параметры технологии:

По  уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН - СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, монотехнология.

По типу управления: система малых групп - дифференциация + «репетитор».

По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная т индивидуальная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная - игровая.

По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации:

• Научить  ребенка читать и считать в  пределах ста к пяти годам.

Концептуальные  положения

• Становление  речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

• Складовой  принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

• Соединение обучения с пением.

• Путь к чтению лежит через письмо.

• Использование  всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

• Названия букв не учатся, не употребляются никакие  термины.

Особенности содержания:

Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.

Кубики  различаются:

- по 12 цветовым признакам ;

- по  объему;

- по  звучанию наполнителя ;

- по  вибрации наполнителя;

- по  весу;

- по  сочетаниям признаков.

По  Зайцеву, склад - это «осознаваемое  мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная  с последующей гласной или  каждая согласная со знаками Ь  и Ъ.

Склады  располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.

Игра-пособие  «Стосчет» . В пособие входят два  набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 ... от 90 до 99, шириной  от 6 до 23 см . Наборы отличаются тем, что  в одном десяток представлен  пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы — белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.

Основная  задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить  любое число в пределах сотни  в четырех его образах: звуковом, графическом, количественном и компоновочном . Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с однои двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.

Особенности методики:

Весь  «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь  же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.

А между  делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются  складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков  едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого.

Последовательность  тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения.

Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью  руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.

Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.

 

 

 

 

7. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

  Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

   Система Л.В.Занкова появилась  и получила распространение в  50-е годы. По мнению ученого,  школа не раскрывала резервов  психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

   Сегодня на базе бывшей  лаборатории открыт Федеральный  научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

  Систему развивающего обучения  по Л.В.Занкову можно назвать  системой раннего интенсифицированного  всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно  ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

Целевые ориентации

•  Высокое общее развитие личности.

•  Создание основы для всестороннего  гармонического развития (гармонизация содержания).

Концептуальные дидактические  положения

  Для наибольшей эффективности  общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:

-   целенаправленное развитие  на основе комплексной развивающей  системы;

-   системность и целостность  содержания;

-   ведущая роль теоретических  знаний;

-   обучение на высоком  уровне трудности;

-   продвижение в изучении  материала быстрыми темпами;

-   осознание ребенком процесса  учения;

- включение в процессе обучения  не только рациональной, но и  эмоциональной сферы (роль наблюдения  и практических работ);

-   проблематизация содержания (коллизии);

-   вариативность процесса  обучения, индивидуальный подход;

-   работа над развитием  всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания

Содержание начальной ступени  обучения обогащено согласно цели всестороннего  развития и упорядочено; в нем  выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором - географии, в третьем - рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

 Принцип ведущей роли теоретических  знаний у Л.В.Занкова

  Программы обучения построены  как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

    Центральное место занимает  работа по четкомуразграничению  разных признаков изучаемых объектов  и явлений.


Информация о работе Педагогические технологии