Педагог как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение психологической культуры педагога. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: Анализ существующих по изучаемой проблеме литературных источников. Провести теоретический анализ понятий «личность педагога», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «эмоциональное выгорание». Провести теоретический анализ понятия «психологическая культура педагога». Рассмотреть психологические особенности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Изучить влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Педагог как субъект педагогической деятельности……………..5
Личность педагога………………………………………………5
Педагог как субъект педагогической деятельности…………..7
ГЛАВА 2. Психологическая культура педагога……………………………11
2.1. Психологическая культура педагога………………………..11
2.2. Социальный интеллект педагога…………………………….12
2.3. Эмоциональный интеллект педагога………………………..17
2.4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога…20
2.5. Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 3курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)
    1. Эмоциональный интеллект педагога

Впервые сочетание  «эмоциональный интеллект» появилось  в научной статье в 1990году. Выпущены в свет тысячи книг и статей, посвящённые «эмоциональному интеллекту», однако профессиональное психологическое сообщество не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепринятой точки зрения на «эмоциональный интеллект» приводит к тому, что каждый учёный, тренер, консультант вносит своё собственное понимание вопроса, которое часто может не совподать с другими позициями.

Сама идея «эмоционального  интеллекта» в том виде, в котором  этот термин существует сейчас, выросла из «социального интеллекта», которое разрабатывалось такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определённый период науки слишком много внимания уделялось информационным, компьютерообразным моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайне мере, в западной психологии, отошла на дальний план [21, с.241]. Понятие «социального интеллекта» как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно - эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к «эмоциональному  интеллекту» стала гуманистическая  психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввёл понятие самоактуализация, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьёзные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер  Салоуэй в 1990 году выпустил статью под  названием «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией  на эту тему. Он писал, что последние  несколько десятков лет представления  и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни [26, с. 148].

Салоуэй и его  соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, «эмоциональный интеллект», по их мнению, включает в себя 4 части: 1 – способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2 – способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3 – способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4 – способность управлять эмоциями.

Первой стала  работа Салоуэя и Майера и она  включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился  сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Барона, который отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Только в таком случае эмоциональный интеллект превращается  в художественную метафору. Если эмоциональный интеллект трактовать как личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.  

Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует  то, каким человек воспринимает окружающий (яркий, коммуникабельный, тактичный  или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях.

Высокий уровень  интеллекта, измеряемого с помощью IQ, вовсе не гарантирует успех в бизнесе и карьере. А эффективность деятельности руководителей на 80% зависит от наличия у них так называемого эмоционального интеллекта.

Климат, создаваемый  педагогом, зависит в первую очередь  от стиля его руководства. Выделяют шесть стилей: диктаторский, авторитетный, партнёрский, демократический, образцовый, наставнический. Владение каждым стилем зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя [1, с. 69].

«Диктаторы» требуют  немедленного исполнения всех своих  указаний. Их девизом является фраза: «Делай,  как я сказал!» Эмоциональный интеллект таких руководителей характеризуется стремлением к достижению результатов, инициативностью, самоконтролем. Данный  стиль эффективен, если необходимы крутые перемены, требуется взаимодействие с «трудными» детьми.

«Авторитетные» педагоги мобилизуют на осуществление своих идей. Они умеют вдохновить подчинённых, излагая им свои идеи, их девиз: «Все за мной!» Особенности их эмоционального интеллекта: самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам. Данный стиль востребован, когда требуется изменить общий курс, и для этого необходимы новые идеи.

«Партнёры»  создают вокруг себя атмосферу мира и согласия, устанавливают дружеские  отношения. Его девиз: «Самое главное  – люди!», а эмоциональный интеллект такого человека характеризуется эмпатией, умением наладить отношения, широким общением. Этот стиль особенно эффективен, когда в коллективе существуют проблемы и конфликты или необходимо найти новую мотивацию для достижения цели.

«Демократичные» педагоги умеют вовлечь всех в  процесс работы и добиваются единства во взглядах. Их девизом может быть фраза: «А Вы что скажете?». Для них характерно сотрудничество, коллективное руководство, общение. Такой стиль необходим, когда нужно достичь согласия во взглядах, вызвать чувство сопричастности.

Педагоги «образцового» стиля, показывают личный пример и ждут от них отличной работы и целеустремлённости. Они задают высокие стандарты, провозглашая лозунг: «Делай как я! Сейчас!». Их интеллект характеризуется сознательностью, стремлением получить результат, инициативностью. Этот стиль хорошо подходит, когда нужно быстро добиться результатов.

Педагоги «наставники»  -  это руководители, которые готовят к успехам в ближайшем будущем. Они развивают, предлагая: «Попробуйте это». Их эмоциональный интеллект характеризуется следующими чертами: поощрение развития других, эмпатия, самоанализ. Такой стиль необходим для того, чтобы помочь поднять производительность и развить свои индивидуальные достоинства.

Педагоги, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления. Чем больше стилей в арсенале педагога, тем лучше.

 

    1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

Современная школа  предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности и к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно – ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в форме «учитель-ученик».

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной  сухостью педагога, расширением сферы  экономии эмоций, личностной отстранённостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно чётко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Обязательным  условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды [3, с. 59].

Термин «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение  у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Исследования  последних лет позволили существенно  расширить сферу распространения  этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации  понятия «выгорания» и его  структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе её. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Доктор К. Маслач подчёркивает, что выгорание –  это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение на фоне стресса, вызванного межличностным общением». Согласно Гансу Селье, основоположнику учения о стрессе - это неспецифическая, (т.е. всеобщего действия), защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства [25, с. 75].

Эмоциональное выгорание – динамический процесс  и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

  1. Нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  2. Резистенция, то есть сопротивление – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  3. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Рассмотрим  группу организованных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности педагога.

Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры  деятельности и объёма работы. Практически  все исследования дают похожую картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

Содержание  труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с учащимися: их количество, частоту обслуживания, степень глубины контактов. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. В настоящее время чаще педагогам приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей, критическая ситуация с учеником является тяжким бременем, что  обычно способствует возникновению выгорания.

Социально-психологические  факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим воспитанникам и особенности полведения самих учеников. Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Учителям с наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, присущ высокий уровень выгорания.

Следовательно профессию учителя (воспитателя) нужно  отнести к разряду стрессогенных , требующая от него самообладания  и саморегуляции. Стресс проявляется  в виде тревожности, измождённости, депрессии, эмоционального опустошения – это цена ответственности, которую платит учитель.

Маркова А.К. в  работе «Психология труда учителя», говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [22, с. 43].

Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности