Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвещена типологической теории личности Э. Шпрангера.
Актуальность этой работы заключается в важности понимания типологических представлений об индивидуальной душе, при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом.

Вложенные файлы: 1 файл

Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введения

 

Представляют интерес  типологические теории личности. Еще  в начале ХХ века У. Джемс отмечал, что понятие "личность" можно подразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и  психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной  душевной жизни личности, достигаемой  с помощью понимания как основного  метода наук о духе. Последнее, в  свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное  с переживанием.

Основные положения теории Шпрангера:

1) психическое развивается  из психического;

2)психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Шесть типов личности, описанные  Шпрангером, не связаны ни с анатомическим  строением, ни с жизненными сложностями  человека, ни с его профессиональными  предпочтениями, а скорее выражают мироотношение в целом. Каждый может  самоактуализироваться в любой  области, стать творцом собственной  жизни, если найдет для себя нишу, в  которой и реализует свои основные потребности.

Актуальность этой работы заключается в важности понимания  типологических представлений об индивидуальной душе, при воспитании детей учитель  должен интуитивно понять тот тип  ориентации, который может стать  ведущим у данного ребенка, и  снабдить его соответствующим операциональным  составом.

Цель работы: рассмотреть  подходы к структуре личности в трудах

Э. Шпранглера

 

Задачи:

  1. рассмотреть подходы к структуре личности в современной психологии
  2. рассмотреть биогенетический и социальный подход к формированию и развитию личности
  3. проанализировать основные направления изучения Личности в отечественной психологии
  4. изучит основные идеальные типы индивидуальности
  5. изучить с различными мнениями ученых о теории  Э. Шпрангера

Объект исследования: структура личности

Предмет исследования: основные идеальные типы индивидуальности личности Э. Шпрангера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подходы к структуре личности в современной психологии.

1.1.Биогенетический подход к формированию и развитию личности в зарубежной психологии.

 

 

К числу вечных вопросов в науке относится проблема соотношения  биологического и социального в  человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение наследственности и  среды, субъективных и объективных  факторов развития личности; степень  «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и её восприятии мира. Эта проблема является одной из основных проблем в психологии личности.

Концепции «среды» рассматривают  человека с точки зрения того, что  он представляет собой продукт взаимодействия на него обстоятельств, из анализа которых  можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать, что поведение личности ребенка  изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей  ребенок начинает

копировать их манеры, усваивает  в обществе разные социальные роли. У людей разных культур - разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без  анализа этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение  человека. В сфере этих фактов и  черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что  какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают  себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.

В данном параграфе остановимся  более подробно на биогенетическом  подходе к проблеме формирования и развития личности.

 Представители биогенетического  подхода отдают приоритет природе  как источнику и движущей силе  развития человека. Основной детерминантой  развития - они признают наследственность. Развитие понимается не как  возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих  задатков. Сторонники этого подхода  делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития. Аргумент сторонников данного  подхода, в родословной И.С.  Баха было ещё несколько десятков  музыкантов. По их мнению –  это яркий пример передачи  задатков музыкальных способностей  из одного поколения в другое.

Одной из первых биогенетических  теорий была концепция рекапитуляции  С. Холла. Он считал, что ребенок в  своем развитии кратко повторяет  развитие человеческого рода. Он сформулировал  закон послеутробного развития –  онтогенез есть краткое повторение истории

развития человеческого  общества. Холл опирался на закон, сформулированный в отношении эмбриона Э.Геккелем и И.Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.

 С. Холл полагал,  что если зародыш за 9 месяцев  повторяет все стадии развития  от одноклеточного существа до  человека, то ребенок в период  детства проходит весь ход  развития человечества от первобытной  дикости до современной культуры.

 По Холлу игра ребенка  – это необходимое упражнение  для полной утраты рудиментарных  и бесполезных функций; ребенок  упражняется в них подобно  головастику, который непрерывно  двигает своим хвостом, чтобы  он отвалился. Холл считал, что  развитие рисунка ребенка, отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

 А. Гезелл и Л.  Термен для объяснения возрастных  изменений основной упор делали  также на роль наследственности. Гезелл рассматривал социальное  развитие ребенка как простую разновидность биологического развития, как приспособление ребенка в своей среде. Используя лонгитюдный метод (изучение психического развития одних и тех те детей от рождения до подросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психического развития. Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой. Подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.

 

 

1.2.Социогенетический подход к формированию и развитию личности в зарубежной психологии.

Сторонники социогенетического подхода признают роль воспитания и  факторов внешней среды (условий  жизни, культурных факторов, поведения  матери) в качестве главных факторов, лежащих в основе развития человека и формирования его поведения. Развитие есть процесс создания совершенно нового. Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних)

причинах психического развития. Аргументы сторонников, феномен  «маугли».

Ряд сторонников этого  подхода исходят из представления  о том, что психика человека на момент рождения представляет собой  «чистую доску» и всё можно  сформировать в результате воздействия  окружающей среды. Этот подход отождествляет  развитие и научение, и связан с  бихевиоризмом как направлением в психологии и его общими установками.

Теория классического  обусловливания Дж.Уотсона – стимул вызывает реакцию.

Теория оперантного обучения Б. Скиннера – поведение формируется (научение происходит) посредством позитивного и негативного подкрепления.

В этих двух теориях классического  бихевиоризма проблема «развития ребенка» специально не акцентируется – там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

Далее выдвигаются концепции  социального научения, в которых  уже показывается, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.

       Существует  три поколения теорий социального  научения.

Первое поколение. Теория социального научения Н.Миллера  и Дж. Долларда. Они считают, что наряду с классическим и оперантным научением, существует научение путем подражания и имитации, посредством которых формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению они отводили ведущую роль в социализации ребенка, под которой понимали продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Второе поколение. Теория социально-когнитивного научения А. Бандура. Поведение формируется (научение происходит) посредством наблюдения за последствиями поведения других людей, что служит побуждением к повторению или отказу от такого поведения. Новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. Или мы наблюдаем последствия поведения и повторяем подобное поведение или нет.

 Бандура в проблему научения включил когнитивный компонент. Так, в социально - когнитивной теории делается акцент на мышлении как части научения.

Третье поколение теории социального научения – уделяют  внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка.

 Итак, развитие в социогенетических  теориях рассматривается как  процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений. Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него.

Вышеназванные концепции  социального научения показывают, что  ребенок развивается посредством приспособления к обществу, усваивая его привычки и нормы.

Представления о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем, лежащий в их основе линейный детерминизм уже в самом начале вызывал оппозицию. К концу ХХ века дискуссия о соотношении «средового» «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований в этой области показали, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятыми сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Итог исследований лишний раз убедил ученых, что проблема исходно поставлена в некорректной форме.

 Это послужило толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.

Биосоциальный подход к формированию и развитию личности.

 Представители данного  подхода признают роль в развитии  индивида как факторов внешней  среды и воспитания, так и действие  факторов наследственности.

 А.Эткинд указывает,  что результаты различных экспериментальных  исследований показывают, что ни  ситуация (среда) сама по себе, ни личность (наследственность) сама  по себе не определяют психическое  развитие индивида. Потому в последнее  время в самых разных подходах к исследованию психического развития указывается, что оно определяется взаимодействием между личностью и ситуацией, между средой и наследственностью.

 На основании этого  были предложены двухфакторные  концепции детерминации развития  личности. Но как соотносится  наследственность и среда? При  попытке ответить на этот вопрос  возникла теория конвергенции  двух факторов.

 Концепция В.Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности.

Душевное развитие есть не простое проявление прирожденных свойств, и не простое восприятие внешних  воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями  развития. Психическое развитие - это  результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Влияние внутренних и внешних  факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры.

Информация о работе Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера