Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвещена типологической теории личности Э. Шпрангера.
Актуальность этой работы заключается в важности понимания типологических представлений об индивидуальной душе, при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом.

Вложенные файлы: 1 файл

Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 Он впервые выделил  содержание и форму в игровой  деятельности. И указал, что форма  неизменна и связана с врожденными  качествами, для упражнения этих  качеств и создана игра.

Содержание игры задается средой, которая помогает ребенку  понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Анализируя игровую  деятельность Штерн считает, что  личность выступает как продукт  социальной среды, т.е. социального  фактора, так и наследственных предиспозиций, которые даются человеку от рождения, т.е. биологического фактора.

Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу, который отражен в двух общеизвестных  поговорках: «яблоко от яблони недалеко падает», «с кем поведешься от того и наберешься».

Концепция З.Фрейда – теория конфронтации двух факторов – среды  и наследственности – в основе её лежит конфликт в структурной  организации личности, который разворачивается между инстинктивной сферой душевной жизни человека («Оно») и требованиями общества («Сверх-Я»).

Фрейд считал, что любая  динамика и развитие жизни могут  быть понятны из изучения двух принципов  душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Биологическое начало человека, побуждаемое либидозной энергией, стремится  к получению удовольствия, а социальная среда накладывает свои запреты, препятствующие достижению той или  иной потребности. Конфронтация биологического и социального обозначается Фрейдом  через конфликт между различными инстанциями личности - «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало, которое требует удовлетворения сиюминутных инстинктивных потребностей. Индивид вынужден ограничивать свои влечения, соотнося их с требованиями общества. В данной теории двухфакторного развития средовые влияния вытесняют природное начало. Они находятся в антагонистических, противоречивых отношениях.

Концепция взаимодействия двух факторов.

Биологическое и социальное в человеке столь прочно соединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Несомненно, существует зависимость развития высших психических функций от структуры и функции нервной системы. Нейрофизиологи и нейропсихологии проводят исследования в этом направлении и изучают интегративные связи клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.

 В то же время  в исследованиях Выготского указывается то обстоятельство, что развитие высших психических функций составляет одну из сторон культурного развития поведения. С точки зрения Выготского культурное развитие ребенка (развитие ребенка в социальной среде)

соответствует психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества.

В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития: биологическое  и историческое (культурное) развитие. Согласно Выготскому процессы биологического и культурного развития в филогенезе представлены в разделенном виде и связаны отношением преемственности и последовательности.

В онтогенезе они существуют в слитом виде и образуют единый процесс. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются друг с другом. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

 

1.3.Основные направления изучения Личности в отечественной психологии.

Общепринятой классификации  нет. Можно рассмотреть самое  общее деление в соответствии с определением основополагающих категорий:

Московская школа –  категория Деятельности. Деятельностный подход – единство сознания и Деятельности. Сложился в 30-е годы. В 40 – 50 гг. происходит разветвление на два подхода:

1. Рубинштейн и его  продолжатели. Брушлинский, Славская, Рубинштейн: психология должна изучать  только психику.

2. Выготский и последователи:  Божович, Славина, Асмолов, Лурия,  Леонтьев.

Выготский – культурно-исторический подход, которого нет в зарубежной психологии. Ответ на вопрос, как  Личность в своем индивидуальном развитии проявляет свое общественное? Высшие психические функции возникают  дважды:

1. На уровне натуральных  функций: ощущения, зрение – то, что при рождении.

2. Осознавание: с 3 –  4 лет понимание памяти, до этого  она не осознается.

Кризисы возрастного развития должны быть обязательно, так как  в этот период появляются новообразования; у взрослых – виды Деятельности (творчество). Сензитивные периоды  – наиболее благоприятные.

Леонтьев – Деятельность должна входить в предмет психологии. Переживание он назвал важнейшей  единицей развития Личности. Ввел понятие  «кризис возрастного развития». Ценности Личности.

Асмолов. История дает заданные параметры для развития Личности. Культура толерантности – она  может быть только при совпадении социальных и личностных параметров.

Божович. Главное в развитии – умение управлять собой. «Я вижу цель – я стараюсь достичь». Есть преграды: внутренние, внешние. Внутренние – соподчинение мотивов. Появляется умение регулировать себя (способы  беру извне, есть свои). Есть периоды, когда  не хватает таких способов. Тогда  буду конструировать сам. Оценка строится на том, приносит ли она удовлетворение.

Санкт-Петербургская школа  – категория отношений. Теоретическими основами являются работы Бехтерева, Павлова, Сеченова. На стыке психологии и  психиатрии – психология Личности.

Мясищев В.Н. Личность рассматривается  как система отношений. Имеет  своим продолжением теорию психотерапии.

Ананьев – комплексный  подход к изучению человека перерос  в системное исследование (Ломов). Человека изучают со стороны разных свойств. «Человек, как предмет познания». Закономерности психического развития. Личность не может развиваться равномерно, она развивается гетерохронно (всему  свое время). Это проявляется не только во внешнем виде. Во взрослом периоде  идет развитие одной характеристики, а остальные – медленно. Так  идет развитие на протяжении всей жизни.

Тбилисская школа –  категория установки.

Узнадзе – установка.

На сегодняшний день принято  «смешивать» Личность из разных компонентов  разных теорий, «коктейль».

Петровский – теория деятельностного  опосредования. Попытка аккумулировать две теории. Отдельно выделяют системный подход (Ананьев, Ковалев).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Персоналестический подход к структуре личности Э. Шпрангера

2.1.Основные идеальные типы индивидуальности.

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Теоретическая установка  является собственно лишь тенденцией, которая, так же как и все остальные  установки, никогда не встречается  у живого человека совершенно изолированно, в абсолютно законченном ценностном соответствии. Чисто теоретический  чело век - это всего лишь конструкция. В реальном мире его никогда не будет, хотя он обладает своей  внутренней логикой,  к которой может приближаться живой человек, а именно если у  него с выраженной односторонностью господствует познавательная установка.

Какова же эта установка?

Теоретический человек, в  чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания - истина любой ценой. Мир для него - это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

2.   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   ЧЕЛОВЕК.

Экономический человек - это  необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

Итак, в самом общем  плане экономическим человеком  является тот, кто во всех жизненных  связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время - только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. Греки назвали бы его «делающим», но не деятельным.

3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ  ЧЕЛОВЕК.

Произведение искусства  может родиться только в душе эстетически переживающей: лишь из внутреннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутреннего ритма души рождается музыка.

Чисто эстетическому поведению  несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой  за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и  веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность. Но если чувство удовлетворения от этих фантазий является единственным переживанием, то в этом не содержится ничего от поэтики, от эстетического. Только в том случае, если душа выступает как формирующая сила, дающая цвет, форму, ритм, мы имеем тип эстетического человека. Суть его наиболее коротко можно сформулировать как стремление к оформленному заражению своих впечатлений.

Эстетический  человек  обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта - мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.

При рассмотрении эстетического  типа мы имеем в виду не столько, деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.

Людей, относящихся к эстетическому  типу, можно рассмотреть е точки  зрения того, является ли для них  наиболее важной красота Души, или же их внутренняя жизнь сосредоточена на природе, или же, наконец, они чувствуют красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства.

Важным является различие между творящей эстетической натурой и натурой наслаждающейся.

4.   СОЦИАЛЬНЫЙ  ЧЕЛОВЕК.

Аргументом против выделения  социального человека как особой формы жизни могло бы быть утверждение, что она не обладает никаким собственным содержанием. В самом деле, всякое общество исповедует экономические или теоретические, эстетические или религиозные ценности иди же все эти ценности одновременное Мы, однако, видели в первой части, что для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни я чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда, эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, например экономические или политические. Только если социальная установка является организующим принципом душевной жизни, она становится предметом нашей характерологии.

Социальная направленность в своем высшем проявлении - это  любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов  и при этом не терять характера  ведущей потребности,  определяющей  все индивидуальное бытие.  Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных  в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается  формулировке,  можно  сказать,  что любовь открывает в другом человеке - в одном, нескольких или многих — потенциальных носителей определенных ценностей и находит, смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Власть представляется, прежде всего, общественной формой, в которой  могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один может подчинить  другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим  и техническим средствам, имеющимся  в его распоряжении, или благодаря  внутреннему богатству и законченности  своей личности, или, наконец, благодаря  религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе. Власть можно определить как способность, а так же стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: само утверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Наиболее ярко эта сторона жизни проявляется в организованной коллективной власти государства. Так как государство по своей  идее представляет высшую власть то все частные проявления власти, как – то связаны с ним, посредством его реализуются, ограничиваются или же направляются против него.  В связи с этим людей, ведущей ценностью которых является власть, мы будем называть политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, \ и не являются политическими в прямом смысле.

Информация о работе Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера