Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвещена типологической теории личности Э. Шпрангера.
Актуальность этой работы заключается в важности понимания типологических представлений об индивидуальной душе, при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом.

Вложенные файлы: 1 файл

Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Как это ни парадоксально, можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в  жизни без руководства.  Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях,  суждениях,  мировоззрении. Особый тип  эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому. В   формах  политического  типа  всегда  играет роль  еще один момент, связанный с происхождением власти и отношений зависимости.

 На одном полюсе  находится чисто физическая власть, на другом - власть, опосредствованная  духовно. Между ними обеими  находится еще одна сила, которую  нельзя назвать духовной, хотя  она играет большую роль в  политико-социологической сфере, - это сила привычки. Происхождение дает права. Вера в эту связующую власть характерна для политической натуры. Право господства, основанное на происхождении, считается "само собой разумеющимся, пусть оно даже давно потеряло свой смысл и основания. Поэтому наряду с физическими и духовными политическими натурами мы выделили натуры, детерминируемые традициями.

6.  РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Религиозный человек —  это тот, чья духовная структура  постоянно и вся целиком направлена на. достижение высшего переживания  ценностей. Из нашего определения сути религиозности следует, что имеются  три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений.

Различение проводится на основании того, в каком, отношении  находятся ценности, о которых  мы уже говорили, к общему смыслу жизни: позитивном, негативном или смешанном  (как позитивном, так и негативном). Если все жизненные ценности переживаются  как  стоящие  в  позитивном  отношении  к высшему  смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное  отношение,   то  возникает  тип  трансцендентного мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.

 

2.2.Вклад теории Э. Шпрангера в развитие учения о структуре личности

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое  образование в Берлинском университете. С 1909г. он - преподаватель философии  и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. - профессор  Берлинского университета. Читал  гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был  назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал  в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода наук о  духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать  в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система.

В своем основном сочинении  – “Формы жизни”  Шпрангер выделял  шесть основных идеальных типов  людей соответственно различиям  в их ценносной ориентации. Эти  основные типы людей трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактнометафизически.

На основе данной типологии, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также  создан Тест интересов Дж.Холланда.

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил  развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры.

А.Ф Лазурский (1874-1917) в  концепции об «эндопсихюсе» и  «экзопсихике» разработал принципы типологии личности во многом подобные типологии Шпрангера, Трактуя развитие личности как «стремление к совершенствованию», Лазурский выделяет восемь идеалов Совершенства: «альтруизм» (по Шпрангеру — человек социальный), «знание» (теоретический), «красота» (эстетический), «религия» (религиозный), «обществ о, государство» (политический), «внешняя деятельность, инициатива» (экономический), «система, организация», «власть, борьба»

 

 

 

Заключение

 

 

Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений  объективного духа. Переживание связи  внутренней душевной жизни и ценностей  общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых  реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, он отверг психологию элементов, которая  расчленяет психический процесс  на составные части, и обосновал  истинность подхода с позиции  рассмотрения душевного процесса как  некоторой целостности в его  смысловых связях с тем или  иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре  объективного духа, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у  Шпрангера обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область  науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл  жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти  типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет  доминировать.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990
  2. Мельник С.Н. Психология личности Владивосток2004 г.
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПБ: Питер, 2000.
  4. Под редакцией Гепенрейдор П.Я. Ждан А.Н. Христоматия по истории психологии М. 1980г
  5. Под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б, Пузерей А.А. Психология личности: тексты  Изд-во МГУ, 1982
  6. Реана А.А. Психология и психодиагностика личности - СПб.: Питер,2000.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера