Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевые стереотипы дошкольников и мсладших школьников.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».

Бесспорен факт, что фундамент  личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. И особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы».

Значимыми особенностями  семьи, в наибольшей степени влияющими  на его воспитание, как признают большинство авторов, являются общая  семейная атмосфера, национальные и  семейные традиции. Большое значение для формирования психического пола ребенка имеют: отношения родителей между собой, характер их трудового взаимодействия, единодушие воспитательного подхода к дошкольнику со стороны взрослых членов семьи, отсутствие у них серьезных расхождений в необходимости дифференцированного подхода в воспитании сыновей и дочерей [23, с. 77].

В семье формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи.

Различное отношение  родителей к сыновьям и дочерям  задает информацию ребенку о том, какими должны быть мужчины и женщины. Например, отец больше контролирует сына, относится более строго, делает больше замечаний, обращает внимание на дисциплину. Отцы демонстрируют резко отрицательную реакцию на проявление фемининности у сыновей.

С дочерью, напротив, стиль  обращения более нежный и рыцарский: не прямые требования, а в виде предложений (например, «Может быть, ты сделаешь то-то…»); говорит девочке комплименты  по поводу ее красивой одежды, длинных  волос и т. п., то есть ведет себя с ней как с маленькой женщиной [3, с. 322]. Только лишь на примере взаимоотношения отца с ребенком, можно увидеть, как незаметно формируется половое представление ребенка о себе как представителе определенного пола.

Вопросу идентификации  ребенка с родителями посвящено много исследований, выполненных главным образом в плане психоаналитической концепции. Так, авторами этой концепции отмечается тот факт, что до трех лет ребенок, независимо от своего пола, идентифицирует себя с матерью, после четырех лет – чаще с родителями своего пола.

Ценностные ориентации родителей относительно воспитания детей разного пола, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, характер сотрудничества с ними, а  также особенности наказаний  и поощрений – все это, безусловно, сказывается на процессе полоролевой социализации, на формировании их психического пола [23, с. 78].

Стиль одежды, который выбирают родители для своих детей также полоспецифичен. Традиционная одежда, принятая для девочек, ограничивает ее свободу. Предпочитаемы светлые, пастельные цвета, платья с оборками, белые гольфы, пышные банты на голове, все это сочетается с наставлением быть аккуратной, не мять платье. В результате девочку с малых лет приучают к мысли о значимости для нее внешней привлекательности, и ей уже не до утоления своих познавательных потребностей. Так исподволь прививается поведение, соответствующее стереотипным представлениям о женщине как более пассивной, озабоченной своей внешностью, менее склонной к исследовательскому поведению.

Одежда для мальчиков редко препятствует  их активности. Таким образом, родители с раннего детства даже через одежду организуют окружение ребенка в соответствии с гендерными предписаниями. Внешние атрибуты призывают других людей общаться с ребенком соответствующим образом, и результат достигается - меняется голос, предмет разговора, характер комментариев для родителей и ребенка.

Наряду с семьей, система образования традиционно считается ведущим институтом социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. Одна из задач образования может быть определена следующим образом: обучение ролевым моделям поведения в системе подчинения\доминирования. Весь процесс образования направлен на формирование у обучающихся определенной модели мира и модели себя в этом мире. Учреждения образования существенным образом влияют на формирование гендерной идентичности, этот процесс не носит явный и намеренный характер, и, тем не менее, образовательные учреждения дают влиятельные уроки гендерных отношений посредством так называемого "скрытого учебного плана". Скрытый план представляет собой практический механизм, а точнее - множественные механизмы, которые действуют на уровне образовательного учреждения, воспроизводят и поддерживают гендерный порядок не только в рамках учебных заведений, но и в социуме в целом.

Все виды образовательных учреждений воспроизводят традиционную иерархическую систему гендерных ролей в обществе через содержание, организацию, формы воспитания и обучения, выбор предметов, половую сегрегацию девочек и мальчиков по определенным курсам и предметам, а также через распределение поручений и межличностное общение "учитель-ученик". Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы в процессе социализации, но поддерживают гендерное неравенство [10, с. 86].

В становлении половой идентификации также участвуют и сверстники, которые уже на третьем году жизни подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Не соответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков [6, с. 77]. Рядом исследователей: А. П. Бивер, И. Каган, Х. А. Мосс – отмечается, что образование групп сверстников, оказывающих на ребенка давление в принятии им образа поведения, соответствующего пола, имеет место во всех обществах. Объединившись в группы, дети устанавливают нормы детского группового поведения. Идентификация со сверстниками того же пола, что ребенок, рассматривается как важный механизм формирования у него представлений о половой принадлежности и полоролевом поведении. Признавая большую роль общества сверстников в развитии психического пола ребенка, вместе с тем важно также учитывать, что дошкольник выбирает друзей среди сверстников своего ближайшего окружения, влияющего на формирование его личности, в наибольшей степени на основании ценностей, которые он позаимствовал у своих родителей.

Особую роль в полоролевом воспитании дошкольников играет группа детского сада. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции, орудием которой служит особое общественное мнение, которое распространяется и на оценку полоролевого поведения мальчиков и девочек [23, с. 87].

Распространённость компьютерных игр для детей от трех лет, которые чаще всего являются «бесполыми», вытесняют традиционную ролевую игру и задерживает усвоение ребенком своей психосексуальной роли, которая осваивается именно в ролевой игре (в «дочки-матери», в «войну»). Согласно периодизации психического развития психоаналитической концепции Фрейда, смена видов игры определяет переход от одной фазы психосексуального развития к следующему: первые манипуляции ребенка с предметом соответствуют оральной фазе, игры с материалом — анальной фазе. На анальной фазе с целью отреагирования амбивалентного отношения к объекту появляются игры типа «построить и разрушить». Надо отметить, что эти игры неспецифичны по отношению к полу ребенка, их содержание в общем одинаково у мальчиков и девочек. С начала Эдиповой фазы возникают ролевые игры, основной задачей которых является освоение ребенком своей психосексуальной роли не только в семье, но и в мире человеческих занятий вне семьи. На этой же фазе у детей обоего пола популярны игры, скрытым мотивом которых является любопытство к различиям полов, например игры «в доктора», позволяющие «легально» удовлетворять интерес к человеческому телу.

Игры с правилами  характерны для латентной фазы, то есть в норме —6—7 лет, к моменту начала школьного обучения.

В последующие годы интерес  к играм может сохраняться, но игра уже не является ведущим фактором личностного и психосексуального  развития, а, скорее, служит компенсации  «сбоев», возникших в ходе этого развития [15, с. 55].

Полоролевое развитие личности определяется через различные гендерные характеристики. И здесь одним из главных источников информации служат СМИ, которые выполняют роль не столько вторичной, так называемой закрепляющей социализации, сколько роль социализации первичной, то есть формирующей начальные, исходные идентификационные модели.

На становление полоориентированного поведения детей влияют нормативное  и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. Нормативное давление очень важно в формировании приверженности к гендерным ролям [1, с. 157]. Такое давление иллюстрируется в выражении недовольства взрослых в ответ на поведение ребенка, которое не соответствует поведению человека данной половой принадлежности.

Информационное давление происходит во всех сферах жизнедеятельности  ребенка. Особо ярко данный механизм представлен в СМИ, большая часть которых часто транслирует гендерные стереотипы. И. С. Клецина и Н. Н. Оболенцева проанализировали иллюстрации пяти отечественных учебников для 1-2 классов общеобразовательной школы и выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в 2 раза. Мужчины и мальчики представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и учебной деятельности.

Н. Синьорелли провел анализ телевизионных программ, занимавших в течение 16 лет в эфире лучшее время: 71% появлявшихся на экране людей  и 69% главных героев были мужчинами. Тенденция к выравниванию появления  мужчин и женщин проявилась за это  время лишь незначительно. Женщины были моложе мужчин, обладали привлекательной внешностью и мягким характером; их чаще показывали дома, в кругу семьи или в любовных сценах. Они же чаще оказывались в роли жертвы. Появлявшиеся на телеэкране мужчины имели, как правило, уважаемую профессию либо выполняли специфически мужскую работу (например, были полицейскими).

А. Юрчак, проанализировав  отечественную рекламную продукцию, выделил два основных типа рекламных  историй – романтические и  семейные. В первых историях мужчина  всегда профессионал, занятый напряженным делом, обычно напоминающим борьбу (политика, спорт, бизнес). Благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости он выходит из этой борьбы победителем. Женщина не только не принимает в ней участия, но попросту отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, чтобы ее заметили и оценили.

В семейных историях деятельность женщины ограничивается семьей. Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту с тетей Асей, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома.

Таким образом, в любом  рекламном ролике женщина представлена в образе слабой, зависимой от мужчины, самореализующейся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей  привлекательности. Мужчина же предстает  в образе лидера, сильного, агрессивного, подчиняющего человека.

Таким образом, формирование гендерных стереотипов и полоролевого поведения происходит, главным образом, в собственной семье, игре и на начальных этапах целенаправленного образования и воспитания – в ДОУ и школе, транслируется через учебники и тиражируется через СМИ. Игра в младшем школьном возрасте не является признаком полоролевого развития, но может служить компенсации «сбоев», возникших в ходе этого развития.

Особое значение в полоролевой социализации играет возраст до четырех лет, важно на данном этапе наличие образца для подражания идентичного пола. Чем меньше возраст ребенка, тем более восприимчив ребенок к усвоению полоролевой идентичности. Если в 3-4 года у ребенка сформировалось представление о том, какого он пола, то в более старшем возрасте он будет высказывать протест в случае обращения к нему не соответственно его полу [13, с. 575].

Младший школьный возраст не утрачивает значимости взрослого в половом самоопределении.

 

 

1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте

Основой гендерной социализации являются гендерные стереотипы. Они помогают поддерживать существование гендерных ролей, норм, моделей поведения и мышления, принятых в культуре. Гендерная социализация включает в себя две взаимосвязанные стороны: освоение принятых в данной культуре моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчины и женщины. В процессе гендерной социализации индивид усваивает, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, которые становятся частью его личности и на подсознательном уровне направляют его поведение.

Психологические механизмы  половой социализации и формирования половой идентичности изучены слабо. Здесь существуют 3 альтернативные теории.

Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам, психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда они ведут себя "женственно"; девочки получают положительное подкрепление за фемининное поведение и осуждаются за маскулинное. Как пишет Уолтер Мишел, «половая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила». Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению [11, с. 33].

Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников