Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевые стереотипы дошкольников и мсладших школьников.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

Так как существует множество трактовок понятия «гендерный стереотип», в нашей работе мы рассматривали данное понятие как набор определенных качеств и характеристик для представителей мужского и женского пола; определили, что гендерный стереотип является предписанным социумом поведением и образом мужчины и женщины. А также пришли к выводу, что гендерный стереотип влияет на формирование гендерной роли, которая является совокупностью образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как типичные женские или мужские (полоролевые стереотипы) и желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы). Здесь мы заключили, что гендерные стереотипы и стереотипы полоролевого поведения являются взаимодополняющими, так как гендерный стереотип предписывает именно поведенческий репертуар мужчины и женщины.

Технология формирования гендерных стереотипов отражается в семейном институте, где ребенок неосознанно начинает копировать и подражать объекту своего пола; учебных заведениях, в которых стереотипы формируются посредством воспроизведения традиционной иерархической системы гендерных ролей в обществе через содержание, организацию, формы воспитания и обучения, выбор предметов, половую сегрегацию девочек и мальчиков по определенным курсам и предметам, а также через распределение поручений и межличностное общение "учитель-ученик"; группах сверстников, которые уже на третьем году жизни подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга; процессах игры: З. Фрейд сопоставлял каждый этап онтогенеза с определенным видом игры; СМИ воздействует посредством информационного давления; и общество в целом через нормативное давление.

Особое значение в полоролевой социализации играет возраст до четырех лет, важно на данном этапе наличие образца для подражания идентичного пола. Чем меньше возраст ребенка, тем более восприимчив ребенок к усвоению полоролевой идентичности.

В процессе социализации закладывание полоролевых стереотипов начинается с младенческого возраста - интуитивно уже грудные дети по-разному реагируют на мужчин и женщин. С 3 - 4 лет ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей. В возрасте пяти лет складываются основы гендера - отношение к мужчине и женщине, родителям, социально заданным образцам психики и поведения мужчины и женщины. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок.

Таким образом, усвоение норм и ролей, адекватных половой принадлежности дошкольников и младших школьников происходит скорее на подсознательном уровне, начиная с конкретно визуального отличия, заканчивая различением по поведенческим паттернам.

Согласно проведенному исследованию, проведенному нами с целью выявления особенностей полоролевых стереотипов у дошкольников и младших школьников, мы выяснили, что существуют качественные и количественные различия по таким признакам как объективизм восприятия образа мужчины и женщины, графически выраженные на динамическом рисунке; различия в стереотипах обязанностей и труда мужчины и женщины, где оказались противоречивыми  мнения о традиционном распределении обязанностей по домашнему хозяйству.

Таким образом, теория нашла  свое подтверждение на практике исследования особенностей формирования полоролевых стереотипов. Гендерные стереотипы как предписания социума в большей мере проявляются у детей младшего школьного возраста, о чем свидетельствуют данные о более полном представлении школьников о ролях и функциях, присущие определенному полу. Безусловно, возрастной фактор играет большую роль в развитии и укоренении общественных предписаний, что в очередной раз доказывает то, что все, с чем соприкасается ребенок: семья, учебные заведения, сверстники, СМИ и т. д. влияет на развитие и формирование у него полоролевых стереотипов.

Практическая  значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при профессиональной подготовке студентов педагогических учреждений к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; для проведения консультаций родителей по проблеме полового воспитания детей; для работника психологической службы образования в сопровождении детей дошкольного и младшего школьного возраста; просветительской работы психологической службы образования для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология гендерной теории : сборник / сост. и коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. - Москва : Пропилен, 2000. - 384 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - Москва : Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
  3. Введение в гендерные исследования : учебное пособие / под ред. И. В. Костиковой. - Москва : Изд-во МГУ, 2000. - 224 с.
  4. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 431 с.
  5. Гендерная психология. - 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 496 с.
  6. Гендерные стереотипы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.03.2013).
  7. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. -                688 с.
  8. Каган В. Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-68.
  9. Козлов В. В. Гендерная психология : учебник для вузов / В. В. Козлов, Н. А. Шухова. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 270 с.
  10. Кон И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. - Москва : Олимп, ИНФРА, 1999. - 336 с.
  11. Котлова Т. Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов / Т. Б. Котлова, Т. Б. Рябова // Женщина в Российском обществе. - 2002. - № 1. - С. 25-33.
  12. Крэйг Г. Психология развития / Г. Крайг. - 7-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 992 с.
  13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - 5-е изд. - Москва : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
  14. Лосева В. К. Психосексуальное развитие ребенка / В. К. Лосева, А. И. Луньков. - Москва : АПО, 1995. - 52 с.
  15. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 794 с.
  16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2000. - 489 с.
  17. Практикум по психологии / под ред. И. С. Клециной. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 480 с.
  18. Прохоров А. О. Психологические состояния детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 56-67.
  19. Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - Москва : Когито-Центр, 2011. - 600 с.
  20. Реан А. А. Психология изучения личности : учебное пособие / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Изд-во  Михайлова В.А., 1999. - 288 с. 
  21. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 69.
  22. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - Москва, 2004. - 288 с.
  23. Розум С. И. Психология социологии и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 365 с.
  24. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. - 2003. - Т. V. Вып. 1-2 (15-16).- С. 120-139.
  25. Сапогова Е. Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте / Е. Е. Сапогова // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 40-49.
  26. Семенова Л. Э. Воспитатели ДОУ как агенты первичной социализации подрастающего поколения: содержательный анализ гендерных ориентиров и реальных педагогических практик / Л. Э. Семенова // Психолог в детском саду 2008. - № 3. - С. 98-107.
  27. Соколова К. А. Возможности использования мультипликационных фильмов в процессе гендерной социализации дошкольников (на примере м/ф "Мулан" и "Динозавр") // Психолог в детском саду. - 2010. - № 4. - С. 71-76.
  28. Степанова Л. Г. Позитивная и негативная роль гендерных стереотипов в формировании самоопределения личности / Л. Г. Степанова // Журнал практического психолога 2006. - № 6. - С. 39-44.
  29. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников (1960-1962) / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 9-22.

 

Приложение «Эмпирические  данные»

Таблица № 1. –  Результаты дошкольников по методике «Динамический рисунок мальчика и девочки» (Ю.Е.Гусева, М.Л.Сабунаева)

Ф. И.

Графическая выраженность полоролевых характеристик

Особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одежда, степень прорисовки отдельных атрибутов  или частей тела и др.)

Специфики представлений  о своем и противоположном  поле.

(уточняли у ребенка  кто он на рисунке)

Маскулинность-фемининность видов деятельности

1

Саша Б. (м)

-

-

-

-

2

Алина К. (ж)

+

Одежда, прическа, цветовая гамма,

+

+

3

Оля Э. (ж)

+

Одежда, прическа

+

-

4

Костя Л. (м)

+

Одежда, ноги у мал.

+

+

5

Алекс К. (м)

+

Одежда, прическа

+

-

6

Лена Ф. (ж)

+

Одежда, прическа, руки у  мал.

+

-

7

Соня З. (ж)

+

Одежда, прическа

+

-

8

Соня С. (ж)

+

Одежда, прическа

+

+

9

Амир Ш. (м)

+

Одежда, прическа

+

-

10

Арина Л. (ж)

+

Одеж, прическа

Непрорис. лица и ступней  мал.

+

+

11

Арина Б. (ж)

+

Яркая дев, недорис, мрачный  мал.

+

-

12

Даниил Б. (м)

+

Прическа.

Недорис. Кистей и ступней  у дев.

+

-

13

Иван С. (м)

+

Одежда, прическа.

-

-

14

Даниил К. (м)

+

Одежда, прическа

+

-

15

Никита С. (м)

+

Одежда

+

+




 

По результатам методики 93,3% дошкольников 5-6 лет дифференцируют образ мальчика и девочки, где 6,7% изобразили представителей обоих полов идентично. 53,3% отличительными особенностями выделили  такие признаки как одежда и прическа, остальные 40% в различных вариациях: цветовая гамма, выраженность (не выраженность) конечностей, размерами рисунка одного из представителей пола, а также не дорисовкой противоположного и прорисовкой своего пола.

26,7% дифференцировали  различие маскулинности \ феминности  видов деятельности.

13,3% испытуемых изобразили  представителей обоих полов занятых  одним делом (характерным для  мальчиков), что может свидетельствовать  об отсутствии у данного процента  детей дифференциации по типу  деятельности маскулинность - феминность.

86,7% идентифицировали себя на рисунке соответственно своему полу.

100% «разукрашенных» рисунков  свидетельствуют о позитивном  отношении к изображению, т.  е. к себе как мальчику или  девочке.

Различные признаки пола (мужчина - обозначение паховой области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи) присутствуют в 46,7%.

Дополнительные (мужчины - усы, короткие волосы, борода и др.; женщина - длинные и распущенные  волосы, косички, пышные причёски, длинные  реснички и др.): 60%

Традиционно мужская\женская  одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.): 93,3%.

Аксессуары, ассоциируемые  с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика): 33,3%

Беседа по рисункам дала результаты 100%го определения себя на рисунке адекватно своей половой  принадлежности.

Методика исследования детского самосознания (Н. Л. Белопольская)

Цель: исследование уровня сформированности аспектов самосознания, связанных с идентификацией пола и возраста.

По результатам исследования 93,3% дошкольников 5-6 лет правильно  расположили карточки.

Испытуемый (мальчик, выбравший  карточки противоположного пола), совершил ошибку, расположив карточки так, что на первом месте была женщина, объяснив это тем, что сначала женщина рожает младенца. При этом он замешкался, и сказал: «Здесь же девочки» когда его попросили указать на этих картинках себя, он, стесняясь и улыбаясь, указывал на карточки, что может свидетельствовать об ориентации на свою половую принадлежность, а выбор картинок противоположного пола имел определенный мотив (возможно, исходя из социальной ситуации развития в окружении женского пола или заинтересованности противоположным полом).

100% детей указали на  картинку своего возраста. 93,3% выбрали  картинки адекватно своему полу. 86,7% верно определили образ прошлого  и будущего.

Самым привлекательным  образом для детей 5-6 лет оказался образ девушки (юноши) - 93,3% испытуемых, а непривлекательным – образы старости (86,7%). Для 13,3% отрицательный образ младенца. 13,3% положительным был образ старика.

 

Таблица № 2. –  Результаты дошкольников по методике «Функционально – ролевая согласованность»

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Саша Б. (м)

Девочка и мальчик. Мальчик. Девочка

Оба

Оба

ж

м

ж

оба

оба

ж

оба

2

Алина К. (ж)

Тетенька и дяденька. Дяденька, который женился. Тетенька, которая готовит дяде и убирает  в квартире.

м

ж

ж

ж

ж

м

оба

оба

оба

3

Оля Э. (ж)

Папу и маму. Папа. Мама.

м

ж

ж

ж

ж

ж

оба

ж

ж

4

Костя Л. (м)

Мужчина, который помогает женщине, ходит на работу. Жена это  женщина, которая готовит, моет посуду

м

ж

ж

ж

оба

ж

ж

м

ж

5

Алекс К. (м)

Муж – мужчина, а жена - женщина

м

м

ж

ж

ж

ж

ж

ж

ж

6

Лена Ф. (ж)

Муж и жена это те, которые влюблены. Муж – это когда поженился, жена – когда вышла замуж

м

ж

ж

ж

ж

ж

ж

ж

м

7

Соня З. (ж)

Мальчик и девочка  живут вместе. Муж – жених и  невеста. Жена – это жена мужа.

оба

ж

ж

ж

ж

ж

м

ж

оба

8

Соня С. (ж)

Это невеста и жених. Муж – дяденька. Жена – девочка, девушка взрослая.

оба

оба

ж

ж

ж

ж

ж

ж

оба

9

Амир Ш. (м)

Муж и жена – это  люди. Муж – взрослый человек. Жена – взрослый человек

м

ж

ж

ж

ж

м

ж

ж

ж

10

Арина Л. (ж)

Это те, кто поженился, живут вместе. Муж – отец ребенка. Жена – это мама

м

оба

м

ж

ж

ж

ж

оба

ж

11

Арина Б. (ж)

Это те, кто поженился, родил детей. Муж – большой  дядя, который поженился. Жена – тетенька, которая закончила школу и вышла замуж.

оба

оба

ж

ж

оба

оба

оба

оба

ж

12

Даниил Б. (м)

Муж – парень. Жена –  это девушка.

м

м

ж

ж

ж

м

м

ж

ж

13

Иван С. (м)

Мальчик и девочка, которые  поженились. Мужик. Девушка.

оба

ж

ж

ж

ж

ж

ж

ж

м

14

Даниил К. (м)

Мальчик и девочка. Мальчик. Девочка.

м

ж

ж

ж

м

оба

оба

оба

м

15

Никита С. (м)

Близкие люди. Взрослый серьезный  парень. Девушка добрая, хорошая.

оба

оба

ж

оба

ж

оба

оба

оба

оба

Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников