Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа
В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица № 3. – Результаты дошкольников по методике «Функционально – ролевая согласованность» в %
3-6 шкалы мы объединили в одну шкалу – «Хозяин \ хозяйка»
№ |
Шкалы методик |
% | |||
1
|
Зарабатывает деньги - муж |
60 | |||
Зарабатывает деньги - жена |
0 | ||||
Оба |
40 | ||||
% по шкале «Хозяин \ хозяйка» | |||||
М |
Ж |
Оба | |||
2 |
Покупает продукты – муж |
13,3 |
10,7 |
73,3 |
16 |
Покупает продукты – жена |
53,3 | ||||
Оба |
33,3 | ||||
3 |
Готовит еду - муж |
6,7 | |||
Готовит еду - жена |
93,3 | ||||
Оба |
0 | ||||
4 |
Стирает белье – муж |
6,7 | |||
Стирает белье – жена |
86,7 | ||||
Оба |
6,7 | ||||
5 |
Уборка в доме – муж |
6,7 | |||
Уборка в доме - жена |
80 | ||||
Оба |
13,3 | ||||
6 |
Создает уют – муж |
20 | |||
Создает уют – жена |
53,3 | ||||
Оба |
26,7 | ||||
7 |
Поддерживает отношения с родственниками - муж |
13,3 | |||
Поддерживает отношения с родственниками - жена |
46,7 | ||||
Оба |
40 | ||||
8 |
Организует досуг – муж |
6,7 | |||
Организует досуг – жена |
60 | ||||
Оба |
33,3 | ||||
9 |
Воспитывает детей – муж |
20 | |||
Воспитывает детей - жена |
46,7 | ||||
Оба |
33,3 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста считают, что роль «кормильца семьи» должен быть муж, что подтверждает общественный стереотип о разделении материальных обязанностей в семье. Функциональной хозяйкой является жена, что так же отражает традиционные консервативные взгляды социума. Поддержанием родственных связей, по мнению детей 5-6 лет, должна заниматься жена. Досуговой деятельностью и воспитанием детей также должна заниматься женщина, исходя из полученных результатов. Для обоих полов испытуемых в равной степени характерно разделение функций «пополам».
Хотелось отметить, что мальчики и девочки, в своем большинстве, отвечая на вопрос «Кто, муж или жена…» подменивали понятие «жена» на «женщина» - мальчики, и на понятие «мама» - девочки. Также в ходе беседы выяснилось, что большинство дошкольников считают, что все взрослые люди – мужья и жены. Можно сделать вывод, что понятия «жена» и «муж» не сформированы и воспринимаются не как функциональные, а как вариативные наименования человека определенного пола.
Таким образом, дошкольники
5-6 лет имеют четко
Таблица № 4. – Результаты младших школьников по методике «Динамический рисунок мальчика и девочки» (Ю.Е.Гусева, М.Л.Сабунаева) Цель: определение гендерных стереотипов.
№ |
Ф. И. |
Графическая выраженность полоролевых характеристик |
Особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одежда, степень прорисовки отдельных атрибутов или частей тела и др.) |
Специфики представлений о своем и противоположном поле. (уточняли у ребенка кто он на рисунке) |
Маскулинность-фемининность видов деятельности |
1 |
Вадим З. (м) |
+ |
Прическа |
+ |
+ |
2 |
Дмитрий М. (м) |
+ |
Одежда, прическа, кукла, туфли |
+ |
+ |
3 |
Настя П. (ж) |
+ |
Одежда, прическа |
+ |
+ |
4 |
Таня В. (ж) |
+ |
Одежда, прическа, прорисовка фигуры девушки |
+ |
+ |
5 |
Сергей Д. (м) |
+ |
Прическа |
+ |
+ |
6 |
Данила В. (м) |
+ |
Одежда, прическа, туфли |
+ |
+ |
7 |
Илья М. (м) |
+ |
Прическа |
+ |
+ |
8 |
Лиза Ю. (ж) |
+ |
Одежда, прическа, фигуры |
+ |
+ |
9 |
Артем С. (м) |
+ |
Одежда, прическа, фигура |
+ |
+ |
10 |
Даниил Я. (м) |
+ |
Одежда, прическа, туфли |
+ |
+ |
11 |
Стас С. (м) |
+ |
Прическа |
+ |
+ |
12 |
Кристина Р. (ж) |
+ |
Прическа, бантик |
+ |
+ |
13 |
Дария С. (ж) |
+ |
Прическа, одежда, дамская сумочка |
+ |
+ |
14 |
Полина П. (ж) |
+ |
Прическа, одежда, обувь, степень украшенности рисунка |
+ |
+ |
15 |
Алена С. (ж) |
+ |
Прическа, одежда, обувь |
+ |
+ |
По результатам методики, у 100% исследуемых младшего школьного возраста на рисунках присутствует различия по половому признаку.
73,3% испытуемых изобразили в цвете, остальные 26,7% (мальчики) ограничились простым (черным) карандашом.
Следует отметить, что 46,7% исследуемых (девочки) этого возраста изобразили персонажа своего пола яркими цветами, делая акцент на прорисовке женственности фигуры и скромность позы.
Методика исследования детского самосознания (Н. Л. Белопольская)
Цель: исследование уровня сформированности аспектов самосознания, связанных с идентификацией пола и возраста.
По результатам методики 100% респондентов идентифицировали себя адекватно возрасту. 100% школьников верно определили образ прошлого и будущего.
93,3% отрицательным выбрали образ старости, 6,7% - младенца. Положительный образ у 100% - девушка (парень).
Таблица № 5. – Результаты младших школьников по методике «Функционально – ролевая согласованность»
Цель: получение информации о том, как дошкольники и младшие школьники дифференцируют семейные роли и функции.
№ |
Ф. И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Вадим З. (м) |
Любовники. Муж и жена |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
оба |
м |
м |
оба |
2 |
Дмитрий М. (м) |
Те, кто поженился. Мужчина и женщина |
м |
ж |
ж |
ж |
оба |
ж |
ж |
м |
оба |
3 |
Настя П. (ж) |
Мужчина и женщина. Мужчина. Женщина |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
м |
оба |
оба |
4 |
Таня В. (ж) |
Те, кто поженился, т. е. семья. Тот, кто женился. Та, которая вышла замуж |
оба |
оба |
ж |
ж |
оба |
оба |
ж |
ж |
оба |
5 |
Сергей Д. (м) |
Мужчина и женщина, которые семья. Мужчина. Женщина |
м |
ж |
ж |
ж |
оба |
м |
ж |
оба |
оба |
6 |
Данила В. (м) |
Папа и мама. Который женился. Замужем |
м |
м |
ж |
ж |
ж |
оба |
оба |
оба |
ж |
7 |
Илья М. (м) |
Жених и невеста. Жених. Невеста |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
м |
ж |
оба |
8 |
Лиза Ю. (ж) |
Те, которые женаты. Мужчина, живущий с женщиной. Женщина, которая живет с мужчиной |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
оба |
м |
ж |
оба |
9 |
Артем С. (м) |
Те, кто поженился. Муж это тот, кто делает сложную работу дома. Жена убирает, моет дома |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
м |
м |
оба |
10 |
Даниил Я. (м) |
Семья. Мужчина. Женщина |
оба |
ж |
ж |
ж |
ж |
оба |
ж |
м |
оба |
11 |
Стас С. (м) |
Мужчина и женщина, которые поженились. Мужчина, женатый на женщине. Женщина замужем |
оба |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
м |
оба |
оба |
12 |
Кристина Р. (ж) |
Влюбленная пара. Муж – отец ребенка. Жена - мать |
м |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
м |
ж |
13 |
Дария С. (ж) |
Обрученные. Мужчина. Женщина. |
оба |
оба |
ж |
ж |
ж |
оба |
оба |
оба |
оба |
14 |
Полина П. (ж) |
Женатые люди. Мужчина. Женщина |
м |
ж |
ж |
ж |
м |
ж |
ж |
ж |
оба |
15 |
Алена С. (ж) |
Живут вместе, любят друг друга. Мужчина. Девушка |
оба |
ж |
ж |
ж |
оба |
оба |
оба |
м |
оба |
Таблица № 6. – Результаты дошкольников по методике «Функционально – ролевая согласованность» в %
3-6 шкалы мы объединили в одну шкалу – «Хозяин \ хозяйка»
№ |
Шкалы методик |
% | |||
1
|
Зарабатывает деньги - муж |
66,7 | |||
Зарабатывает деньги - жена |
0 | ||||
Оба |
33,3 | ||||
% по шкале «Хозяин \ хозяйка» | |||||
М |
Ж |
Оба | |||
2 |
Покупает продукты – муж |
6,7 |
4,02 |
77,4 |
17,4 |
Покупает продукты – жена |
80 | ||||
Оба |
13,3 | ||||
3 |
Готовит еду - муж |
0 | |||
Готовит еду - жена |
100 | ||||
Оба |
0 | ||||
4 |
Стирает белье – муж |
0 | |||
Стирает белье – жена |
100 | ||||
Оба |
0 | ||||
5 |
Уборка в доме – муж |
6,7 | |||
Уборка в доме - жена |
60 | ||||
Оба |
26,7 | ||||
6 |
Создает уют – муж |
6,7 | |||
Создает уют – жена |
46,7 | ||||
Оба |
46,7 | ||||
7 |
Поддерживает отношения с родственниками - муж |
40 | |||
Поддерживает отношения с родственниками - жена |
40 | ||||
Оба |
20 | ||||
8 |
Организует досуг – муж |
40 | |||
Организует досуг – жена |
26,7 | ||||
Оба |
13,3 | ||||
9 |
Воспитывает детей – муж |
0 | |||
Воспитывает детей - жена |
13,3 | ||||
Оба |
86,7 |
По результатам исследования, зарабатывать деньги в семье и заниматься организацией досуга должен муж. Хозяйкой является жена. Поддерживать отношения с родственниками и заниматься воспитанием детей должны равноправно как муж, так и жена.
Таким образом, 100% графическое
разделение полов, 100% адекватное соотношение
себя с определенным полом и возрастом.
Функционально-ролевое
Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников