Понятие девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.

Содержание

Ведение
1. Девиации в структуре системы социальной работы
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Основные причины и факторы девиантного поведения
2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
Распространенные виды девиантного поведение в современном
казахстанском обществе.
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педогогика.docx

— 61.65 Кб (Скачать файл)

 

Существует 3 основных подхода для объяснения девиантного поведения:

 

1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение, в частности, преступное, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом.

 

2. Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность обусловлена психологическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общественные задачи изначально, как столкновение id («оно») и Super-Ego - системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.

 

Согласитесь, что с помощью  биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить  сущность, уровень преступности или  других видов девиации.

 

3. Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс и др.): девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями и т.д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой - объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.

 

Все эти причины можно  отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами.

 

Существуют и иные классификации  отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:

 

1) реактивно обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе психотравмирующую ситуацию;

 

2) вызванное низким моральным  уровнем личности (употребление  наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного  воспитания;

 

3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах.

 

Другие рассматривают  девиации в двух основных направлениях:

 

1) по форме проявления  нарушения - делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение;

 

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе, - биологические факторы, а также  социально-психологические основы: социальная среда и психологические  особенности возраста. Третьи авторы  все нарушения поведения подростков  и юношей подразделяют на девиантное поведение и нарушения при психических заболеваниях Джаманбалаева Ш.Е. Методологические аспекты социологического исследования девиантного поведения. подростков// Вестник КазМУ Серия психологии и социологии, 2001. №2. С.105-106..

 

Итак, всякое поведение, которое  вызывает неодобрение общественного  мнения, называется девиантным. Это чрез-вычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант --лю-бой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нор-мы. При такой постановке вопроса следует говорить о фор-мах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алко-голизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -- делинквентное (буквально -- преступное) поведение. Оба зна-чения -- широкое и узкое -- одинаково употребляются в со-циальной работе.

 

1.2 Основные причины и  факторы девиантного поведения

 

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологичес-кие трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между пре-ступным поведением и биологическими особенностями че-ловека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль-тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво-люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо-родка и пониженная чувствительность к боли. Теория Лом-брозо получила широкое распространение, и некоторые мыс-лители стали его последователями -- они тоже устанавли-вали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

 

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский пси-холог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он счи-тал, что у людей определенное строение тела означает при-сутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (чело-веку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людь-ми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело от-личается силой и стройностью) проявляет склонность к бес-покойству, он активен и не слишком чувствителен. И, нако-нец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувстви-тельностью и нервозностью.

 

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

 

Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной  причиной девиации он считает разрыв меж-ду целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выде-ляет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к та-кой цели, как достижение богатства.

 

Первый тип поведения -- «конформность» -- предпола-гает соответствие и культурным целям, и средствам.

 

Второй тип девиантного поведения -- «инновация» -- предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономи-ческий успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шанта-жу, торговле наркотиками.

 

Третий тип -- «ритуализм» -- предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мне-нию Мертона, у представителей низшего слоя среднего клас-са. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

 

Четвертый тип -- «ретретизм» -- предполагает отри-цание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопаснос-ти, престижа, притязаний на достоинство.

 

Пятый тип -- «бунт» -- предполагает отчуждение от гос-подствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

 

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел поня-тия модальной и нормативной личности. В результате сход-ных процессов социализации (а практически каждое обще-ство и государство много усилий тратят на образование, вос-питание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятель-ства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

 

Нормативная личность -- та, черты  которой лучше все-го выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

 

Модальная личность -- статистически  более распрост-раненный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в пе-реходные, транзитивные периоды системных преобразова-ний), тем относительно больше становится людей, соци-альный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведе-нии и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навя-занного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обыч-но поощряет: они -- основа социальной стабильности, по-этому стабильно и их вознаграждение за «примерное пове-дение».

 

Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины  девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).

 

Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.

 

Существуют общие причины  девиантного поведения для всех групп «риска»:

 

Одной из общих, макросоциальных  причин, детерминирующих в настоящее  время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.

 

Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, что для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Международный опыт свидетельствует, что социально приемлемым уровнем так называемого «децильного коэффициента» (разрыв в уровнях дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) является отношение 4-6 к 1. В Казахстане разрыв в 1999 г. составил 11 раз, тогда как в дореформенные годы - 4 раза [3]. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

 

Существенное влияние  на распространенность девиантного поведения оказывает морально-этической фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала», когда экономическая жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается и покупается, где торговля телом и даже жизнью (своей и чужой) считается рядовым событием. В этих обстоятельствах многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

 

Окружающая среда, которая  нейтрально благосклонно относится  к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

 

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

 

В Казахстане социологический  портрет несовершеннолетних правонарушителей показал, что 60,6 % хотели бы самоутвердиться  и иметь необходимое для нормальной жизни, но 38,2% респондентов готовы достичь  этого благополучия преступным путем  Жетписбаев Б.А. Ювенальная юстиция. - Алматы, 2001. с. 24.

 

.

 

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.

 

Ослабление воздействия  системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных  сферах общественной жизни, слабая эффективность  работы правоохранительных органов - все  это способствует формированию у  молодых людей установки на возможность  решения своих жизненных проблем  в «обход» закона, в том числе  и преступными способами.

 

Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и  микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.

Информация о работе Понятие девиантного поведения