Понятие девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.

Содержание

Ведение
1. Девиации в структуре системы социальной работы
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Основные причины и факторы девиантного поведения
2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
Распространенные виды девиантного поведение в современном
казахстанском обществе.
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педогогика.docx

— 61.65 Кб (Скачать файл)

 

Каждая из этих моделей  имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все  они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно  и в комплексе.

 

В целом же профилактические меры предполагают:

 

- формирование у подростков  и юношей адекватного отношения  к наркомании (наркоман - это неприятно,  тягостно для окружающих; это  опасно для самого человека, для  общества и т. п.);

 

- тренировку навыков преодоления  внешнего давления, имеющего целью  вовлечение, приобщение к употреблению  наркотиков (умей противостоять  чужому нажиму, сказать «нет»,  быть независимым и т.д.);

 

- развитие у ребенка,  подростка, юноши определенных, личностных  качеств (уважение к себе, осознание  своей уникальности, умение говорить  о своих трудностях и просить  помощи и т. д.);

 

- формирование навыков  ведения здорового образа жизни. 

 

Введение профилактической антинаркотической работы, базируется на следующих принципах:

 

- системность - учет в  профилактической работе всей  совокупности личностных и социальных  факторов, определяющих готовность  молодых людей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного в их взаимосвязи и взаимодействии;

 

- парциальность (лат.--часть) - представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, направленного на формирование психологических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении всей суммы факторов риска;

 

- проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании  профилактических мер реальных  жизненных проблем, актуальных  для данной, конкретной возрастной  группы и имеющих непосредственное  отношение к возможному приобщению  представителей этой группы к  наркотикам (в данном городе, районе, микрорайоне, школе, дворе и  т.п.);

 

- когнитивная адекватность (лат.-познаю) - обязательное соответствие содержания просветительских, пропагандистских материалов и методических приемов, языка общения с объектом профилактики его интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала;

 

- наркологическая адекватность - учет местной, «родной» наркологической  «культуры», т. е. типичных для  региона форм потребления различных  наркотиков, видов «любимых», распространенных  веществ, действующих механизмов  вовлечения подростков, юношей в  их потребление, особенностей  общественного мнения в отношении  к наркотизации и наркоманам;

 

- персонификация - обеспечение  (при возможности) прямого личного,  персонального воздействия на  молодежь как ее любимых «героев»  кино, эстрады, так и победителей  наркомании - бывших больных, имеющих  личное право говорить о необходимости  отказа от наркотиков, чем достигается  подлинность и доверительность  воздействия;

 

- обязательный альтернативный  «выигрыш» - побуждение к выбору - отказу от нежелательного поведения  в пользу поведения, представляющегося  выигрышным в плане реализации  значимых желаний и потребностей; при этом спектр альтернативных  личностно - социальных ценностей  должен быть адекватен уровню  развития конкретной возрастной  группы молодежи (например, для подростка: «Я не буду наркоманом, потому что я хочу быть хорошим, знаменитым спортсменом»);

 

- опережающее просвещение  - заблаговременное начало про-филактических действий, до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных наркотиков и наркоманов.

 

Лечебно-реабилитационные антинаркологические  меры включают в себя:

 

- диагностику наркомании;

 

непосредственно лечебно - реабилитационные процедуры.

 

В диагностике наркомании молодежи особенно важно максимально  рано определить зависимость от психоактивных  веществ. При диагностике наркомании прежде всего должны насторожить суженные или расширенные зрачки, не реагирующие на свет, резкие скачки настроения, потеря интереса к прежним увлечениям и отсутствие новых, смена круга общения. Есть повод присмотреться, если ребенок днем вялый, а ночью, наоборот, чрезмерно активный, если отсутствие аппетита чередуется с припадками «волчьего» голода.

 

Лечебно-реабилитационные процедуры - процесс медленный, осуществляемый специалистами и требующий огромного  терпения не только от врачей, психологов, социальных работников, но и родителей.

 

Первый шаг лечения - снять  «ломку», абстинентный синдром. В последние  годы в ряде стран для избавления от опиумной (героиновой) зависимости  стала использоваться так называемая метадоновая программа - курс приема под наблюдением врача синтетического аналога морфина - метадона.

 

У метадоновой программы  есть и сторонники, и противники. Сторонники утверждают, что этот синтетический  наркологический анальгетик помогает держать наркоманов вне незаконного  опийного рынка, снижает их асоциальное  поведение, позволяет учиться. Противники считают, что метадон только временно заменяет зависимость от наркотиков, потом наркоман начинает искать новые  дозы. Кроме того, существует опасность, что к метадону, наркотику дешевому, проявляют большой интерес дети и подростки.

 

Так или иначе, непреложно одно: заместительная терапия, как и  другое лечение наркомании, должна проходить под строгим контролем  врачей - наркологов и применяться  лишь по медицинским показаниям.

 

После преодоления абстинентного  синдрома («ломки») начинается следующий  этап лечебно - реабилитационной процедуры - борьба с психологической зависимостью. Это тоже долгий процесс: наркоман должен отвыкнуть от прежнего образа жизни. Здесь юному наркоману особенно необходима помощь и поддержка близких.

 

Еще один терапевтический  метод реабилитации наркоманов - «Программа 12 шагов», в рамках этой программы  существует движение «Анонимные наркоманы». Одна из ведущих идей этого движения состоит в понимании наркомании как болезни: излечение подразумевает  полное воздержание от употребления. На основе этой идеи, а также ряда выработанных, определенных методических приемов создаются и развиваются  независимые группы самопомощи, состоящие  из людей, страдающих наркоманией и  желающих покончить со своей болезненной  зависимостью, и направленных в эти  группы наркологов и психотерапевтов.

 

Сегодня в мире различают  следующие базовые реабилитационные структуры: низкоструктурированные (поселения  наркоманов, коммуны, группы само- и  взаимопомощи) и высокоструктурированные (реабилитационные центры, терапевтические  сообщества, где помимо медицинского персонала, в том числе и психологов, работают социономы, а также парапрофессионалы - бывшие наркоманы, ремиссия которых  составляет не менее трех лет).

 

В Казахстане уже появились  низкоструктурированные реабилитационные структуры: коммуны (село Петровка, Карагандинская область), группы само- и взаимопомощи - общества Анонимных наркоманов (ряд  городов республики), общества взаимопомощи созависимых (общество «Матери» , города Павлодар, Темиртау), общественный фонд «Жусан» (Алматинская область) и др.

 

Хуже обстоит дело с  высокоструктурированными реабилитационными  центрами. Европейский опыт показывает, что потребность в таких центрах  составляет 10 процентов от числа  состоящих на учете в наркологических  учреждениях. То есть уже сейчас в  Казахстане потребность в количестве мест в подобных реабилитационных центрах  составляет более четырех тысяч.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для раскрытия природы  и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение  отношений людей, складывающийся в  обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной  и той же оси социально значимого  поведения индивидов, социальных групп  и других социальных общностей.

 

Многие поступки не подпадают  под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

 

Социальные отклонения столь  же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо  норма типична, а отклонения могут  быть весьма индивидуализироанны.

 

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

 

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

 

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью  девиантного поведения. - Петропавловск, 2000.

 

2. Анисимов Л.Н. Профилактика  пьянства, алкоголизма и наркомании  среди молодежи./ Юридическая литература. М., 1988.

 

3. Беличева С.А. Основы  превентивной психологии. - М., 1994.

 

4. Гилинский Я., Афанасьев  В. Социология девиантного поведения:  Учебное пособие. - СПб, 1993.

 

5. Джаманбалаева Ш.Е. Проблемы  наркотизации и алкоголизации  в республике// Социологические исследования, 1998, №3. С. 44.

 

6. Дюркгейм Э. Норма  и патология// Рубеж. Альманах  социальных исследований.-1991, N 2.

 

7. Жадыбаев С.Х. Правопорядок  и поведение несовершеннолетних. - Алматы, 1992.

 

8. Игонин А.Л. Об алкоголизме  в диалогах. Москва, 1989.

 

9. Иванов В.Н. Девиантное  поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал . 1995. №2.

 

10. Клейберг Ю.А. Психология  девиантного поведения: Учебное  пособие для вузов. - М.,2001.

 

11. Коэн А. Содержание  делинквентной субкультуры // Социология  преступности. - М., 1966.

 

12. Лащова Л.А., Шурупова  М.Ф. Социологическая теория девиантного  поведения // Социально-политический  журнал. 1993. № 4.

 

13. Левин Б.М. Главные  факторы алкоголизации общества  в условиях социальных перемен// Социологические исследования, 1997, №4. С.106.

 

14. Мирошниченко Л.Д., Пелипас  В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической  профилактика в подростковой  среде// Педагогика, 2000, №3. С.9. 27б

 

15. Менделевич В.Д. Психология  девиантного поведения. - М.. 2001.

 

16. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.

 

17. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: С69 Юрид. лит., 1989.

 

18. Социальная педагогика: Курс лекций./ Под общей ред.  М.А.Галагузовой. - М.,2000.

 

19. Социальная работа. / Под  ред. В.И.Курбатова. - М., 2003.


Информация о работе Понятие девиантного поведения