Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (на ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются, чуть ли не все органы и системы). Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т.е. обобщенными, всеобщими). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Введение………………………………………………………………
1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………
2. Классификация эмоций и чувств………………..
3.Функции чувств и эмоций ………………………………………………
4.Формы переживания чувств.
Заключение………………………………………………..…………....
Список литературы………………………………………………….…
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология»
На тему:
Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы переживания чувств.
Волгоград - 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………
2. Классификация эмоций и чувств………………..
3.Функции чувств и эмоций ………………………………………………
4.Формы переживания чувств.
Заключение………………………………………………..
Список литературы………………………………………………….
Введение
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (на ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются, чуть ли не все органы и системы). Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т.е. обобщенными, всеобщими). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают
переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и т. п., которые
играют роль ориентирующих субъективных
сигналов. Простейшие эмоциональные
процессы выражаются в органических,
двигательных и секреторных изменениях
и принадлежат к числу
Даже так называемые низшие
эмоции (эмоции голода, жажды, страха и
т.п.) являются у человека продуктом
общественно-исторического
Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные (недоразвитые) явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.
Человеческие эмоции и
чувства ярко выражают духовные запросы
и стремления человека, его отношение
к действительности. Эмоции и чувства
органически связаны между
Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации. Они имеют выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныи характер, т.е. они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Главная их особенность состоит в способности их к обобщению и коммуникации, поэтому эмоциональный опыт человека, гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.
Менее общепринятым и более условным является выделение чувств, как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для этого выделения служит отчетливо выраженный их предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме - обобщениями - объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Большую роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их. Как и эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.
Эмоции и чувства
В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.
Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.
Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Мгновенно объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.
Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.
Природа эмоций и чувств
органически связана с
Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности.
Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.
Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.
2.Классификация эмоций
и чувств
Вследствие многообразия эмоциональных явлений классифицировать эмоции и чувства достаточно сложно. Так делать это можно по-разному: по «знаку» (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить, то или иное эмоциональное переживание словесно.
Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям:
1. удовольствие — неудовольствие;
2. напряжение — разряжение;
3. возбуждение — торможение.
Современный американский
исследователь эмоций К. Изард
разделил ряд эмоций на
К фундаментальным относятся:
1. интерес — волнение;
2. радость;
3. удивление;
4. горе — страдание;
5. гнев;
6. отвращение;
7. презрение;
8. страх;
9. стыд;
10. вина. А
Все остальные — производные.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.
При рассмотрении любого списка эмоций, можно заметить, что к любой положительной эмоции — эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.
Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других.
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.