Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (на ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются, чуть ли не все органы и системы). Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т.е. обобщенными, всеобщими). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Введение………………………………………………………………
1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………
2. Классификация эмоций и чувств………………..
3.Функции чувств и эмоций ………………………………………………
4.Формы переживания чувств.
Заключение………………………………………………..…………....
Список литературы………………………………………………….…
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.
Для изучения какого-либо психологического явления, в том числе эмоции и чувства, необходимо определить, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида — например, определить, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Можно выделить несколько основных функций эмоций и чувств.
1. Подкрепляющая
и закрепляющая функции эмоций.
С общебиологической точки
Будучи тесно связанной с
удовлетворением или
2. Активационно-мобилизационная
функция эмоций. Данная функция
проявляется в активизации
3. Гиперкомпенсаторная
функция. Она проявляется в
том, что эмоции приводят к
избыточной мобилизации
4. Информационная
функция эмоций. Анализируя ситуацию
информационного обеспечения
5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, производя объединение в единое целое все функции организма. Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма человека.
6. Функция
формирования сознания. Сознание, как
известно, вторичная, субъективная
форма существования
В отличие
от восприятия внешних объектов, в
случае эмоций человек воспринимает
свои переживания. В этих переживаниях
субъект раскрывает сам себя. В
переживаниях он сам выступает для
себя объектом познания. И если процесс
осознания явлений психики
В определенной
мере высказанную гипотезу подтверждает
факт природной эгоцентричности
ребенка. Окружающая среда, в том
числе социальная, имеет для него
значение только в той мере, в
какой она связана с
7. Функция
формирования внутренней
В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни.
Переоценить представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.
Переживания
входят в любой психический процесс.
Ощущения, восприятия, представления,
мысли субъекта всегда несут в
себе и компонент переживаний. Именно
поэтому переживания могут
4.Формы переживания чувств.
Если формы переживания
эмоций можно было бы выстроить в
линейный ряд по одному признаку (например,
по интенсивности процесса), то для
чувств такую операцию проделать
не удается. Причины те же, что и
для классификации: многофакторность
и полиструктурность чувств.
Сложность
состоит также в том, что следует различать
протекание чувства в актуальной и в потенциальной
формах. В первом случае, протекание чувства
приближается к протеканию эмоций. Специфика,
скорее, в том, что происходит переживание
за относительно короткий период времени
целого комплекса эмоциональных эффектов,
когда ведущие эмоции, предопределенные
доминирующим чувством, сопровождаются
целым набором производных эмоций. Переживание
потенциального чувства субъективно воспринимается
как некий чувственный тон, несильная
эмоциональная окраска других психических
процессов и состояний.
Несмотря
на эту дискретность протекания, каждое
чувство есть целостное психическое образование,
и его переживание - тоже целостный психический
акт, проявляющийся в разнообразных конкретных
переживаниях. Иными словами, протекание
чувств - это целостная система аффективных
переживаний, комплекс которых принимает
ту или иную форму в зависимости от сочетания
свойств, входящих в этот комплекс составляющих.
Поэтому в науке до настоящего времени
нет более или менее ясного представления
о совокупности форм, в которых протекают
наши чувства. Искусство и литература
здесь добились больших, чем наука, успехов.
Эмоциональные состояния
и формы их выявления определяются
преимущественно социальными
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение — это такое
общее эмоциональное состояние,
которое не направлено на что-то конкретное.
Причины настроений — самые разные:
неподготовленность к деятельности,
страх перед ожидаемой
Мера податливости настроениям
имеет индивидуальный характер. Лица,
которым свойственно
Аффекты — это сильное, кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (в переводе с латинского языка висцеральными, т.е. внутренними), которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Содержание и характер данного состояния может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций.
Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется
аффективное состояние при
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.
Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Второе свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве".
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгое время. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку, наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.
Стресс напоминает аффект.
Он, как и аффект, возникает в
напряженных условиях жизни и
деятельности, в опасных ситуациях,
которые возникают неожиданно и
нуждаются в немедленных
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Различают разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.