Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы переживания чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (на ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются, чуть ли не все органы и системы). Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т.е. обобщенными, всеобщими). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………

1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………

2. Классификация эмоций и чувств………………..

3.Функции чувств и эмоций ………………………………………………

4.Формы переживания чувств.

Заключение………………………………………………..…………....

Список литературы………………………………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

Эстетические чувства  — это чувства красоты явлений  природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства  вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек  утверждает себя в предметном мире.

 

 

3.Функции чувств и эмоций

 

Для изучения какого-либо психологического явления, в том числе эмоции и  чувства, необходимо определить, какое  функциональное значение оно имеет  в поведении индивида — например, определить, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Можно выделить несколько основных функций эмоций и чувств.

1. Подкрепляющая  и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения  полезность эмоций заключается  в том, что они представляют собой механизм, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма

Будучи тесно связанной с  удовлетворением или неудовлетворением  актуальной потребности, эмоция выступает  как подкрепляющий фактор, который  толкает организм на устранение исходной потребности. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в  общебиологическом плане функция  эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и  закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает  как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют  учебную деятельность учащегося. Без  положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

2. Активационно-мобилизационная  функция эмоций. Данная функция  проявляется в активизации деятельности  всего организма, всех его систем  в условиях удовлетворения актуальной  потребности. Эмоции переводят  весь организм на другой уровень  функционирования, активизируют все  психические процессы, мобилизуют  прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная  функция. Она проявляется в  том, что эмоции приводят к  избыточной мобилизации энергетических  ресурсов организма. Эволюция  многократно подтвердила преимущества  энергетической расточительности  по сравнению с угрозой недостатка  метаболического обеспечения предстоящей  деятельности, когда отсутствуют  точные сведения о ее действительном  объеме. Механизмом, запускающим в  этом случае эмоции, является  отсутствие полных сведений для  построения адаптивного поведения.

4. Информационная  функция эмоций. Анализируя ситуацию  информационного обеспечения деятельности  и поведения, определена информационная теория эмоций. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

5. Интегральная  функция эмоций. Характерная особенность  эмоций состоит в том, что  своим действием они охватывают весь организм, производя объединение в единое целое все функции организма. Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма человека.

6. Функция  формирования сознания. Сознание, как  известно, вторичная, субъективная  форма существования психического. Это отражение психического в  себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания  явлений психики связан с осознанием  их предметности. Возможность же  осознания предмета восприятия  заключается в механизме самого  психического процесса восприятия.

В отличие  от восприятия внешних объектов, в  случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В  переживаниях он сам выступает для  себя объектом познания. И если процесс  осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в  переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться  с осознанием самого себя, а это  осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности  ребенка. Окружающая среда, в том  числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в  какой она связана с удовлетворением  его естественных потребностей. А  удовлетворение потребностей сопряжено  с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается  осознающий себя через свои переживания  ребенок.

7. Функция  формирования внутренней реальной  человеческой жизни. Понимание  эмоций как переживаний позволяет  определить их место в структуре  психических явлений. Человек  проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается  эмоциями (переживаниями).

В сознании индивида любое переживание связано  с мотивами и целями его жизни  и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло  в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события  в жизни человека, становятся событием его личной жизни.

Переоценить представленность переживания в  каждом конкретном психическом явлении  невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о  предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Как отмечалось выше, с общебиологической  точки зрения полезность эмоций заключается  в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической  точки зрения роль эмоций заключается  в формировании всей внутренней психической  жизни субъекта.

Переживания входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в  себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать  основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения, прежде всего, обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.

 

4.Формы переживания чувств.

 

Если формы переживания  эмоций можно было бы выстроить в  линейный ряд по одному признаку (например, по интенсивности процесса), то для  чувств такую операцию проделать  не удается. Причины те же, что и  для классификации: многофакторность и полиструктурность чувств. 
            Сложность состоит также в том, что следует различать протекание чувства в актуальной и в потенциальной формах. В первом случае, протекание чувства приближается к протеканию эмоций. Специфика, скорее, в том, что происходит переживание за относительно короткий период времени целого комплекса эмоциональных эффектов, когда ведущие эмоции, предопределенные доминирующим чувством, сопровождаются целым набором производных эмоций. Переживание потенциального чувства субъективно воспринимается как некий чувственный тон, несильная эмоциональная окраска других психических процессов и состояний. 
            Несмотря на эту дискретность протекания, каждое чувство есть целостное психическое образование, и его переживание - тоже целостный психический акт, проявляющийся в разнообразных конкретных переживаниях. Иными словами, протекание чувств - это целостная система аффективных переживаний, комплекс которых принимает ту или иную форму в зависимости от сочетания свойств, входящих в этот комплекс составляющих. Поэтому в науке до настоящего времени нет более или менее ясного представления о совокупности форм, в которых протекают наши чувства. Искусство и литература здесь добились больших, чем наука, успехов.

Эмоциональные состояния  и формы их выявления определяются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении  их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных  состояний проявляется в форме  настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение — это общее  эмоциональное состояние, которое  своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует  его жизненный тонус.

Различают положительные  настроения, которые проявляются  в бодром состоянии и при высоком  тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение — это такое  общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Мера податливости настроениям  имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке  коллектива.

Аффекты — это сильное, кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (в переводе с латинского языка висцеральными, т.е. внутренними), которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Содержание и характер данного  состояния может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций.

Примером аффекта может  быть неожиданное переживание —  большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии  ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного  мозга.

Особенно резко проявляется  аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в  этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми  жизненными ситуациями. Аффект, как  и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность  контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные  реакции.

Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают  в ответ на уже фактически наступившую  ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании  специфического опыта - аффективных  следов, определяющих избирательность  последующего поведения по отношению  к ситуациям и их элементам, которые  прежде вызывали аффект.

Второе свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное  аффективное состояние, ведет к  аккумуляции аффекта, которая может  разрядиться в бурном неуправляемом  аффективном поведении - "аффективном  взрыве".

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный  ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все  другие исчезают, возникновение новых  представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов  неодинаково. При радости после  первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгое время. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку, наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в  напряженных условиях жизни и  деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и  нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии поведение  человека дезорганизуется, наблюдаются  беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что  дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают  дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и  деятельности, а человек оказывается  в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Различают разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы переживания чувств